Миллет, член группы Бингера, утверждает, что в 40-е годы европейские аналитики и их американские ученики, господствовавшие в БРБ, пытались привнести в Американскую психоаналитическую ассоциацию авторитарный стиль правления, присущий Международному психоаналитическому объединению:

«К тому времени, когда Соединенные Штаты вступили в войну, сложился новый тип административной политики, в котором основную роль играло влияние европейских аналитиков и их американских учеников . Их уверенность в непоколебимом авторитете Фрейда, представителем которого являлась Международная ассоциация, укрепилась, утвердилась и выкристаллизовалась благодаря воссоединению с коллегами-иммигрантами . Европейская группа и ее ученики контролировали Американскую психоаналитическую ассоциацию, тем самым восстановив на деле . авторитарный контроль бывшей Венской группы» (Millet 1966, 558).

Точка зрения Миллета отчасти совпадает с рассуждениями К. Меннингера, который занимал должность президента БРБ в период кризиса, связанного с Хорни. В своем «президентском обращении» он говорит о том, что созданный в 1941 году «Комитет по новой конституции» внес много предложений по поводу намеченной реорганизации БРБ, нацеленных на отказ от федеративной структуры БРБ и придание ей большей исполнительной власти.

Меннингер интерпретирует диссидентские движения и противостоявшие им тенденции к ортодоксии как реакцию на чувство вины, вызванное смертью Фрейда (1939). Многие теперь чересчур рьяно отстаивали позиции Фрейда, другие стремились превзойти его в правоверии:

«Фрейд не был нашим Богом, он был нашим Моисеем Но с его смертью мы не утратили своего вождя . Принципиальность Фрейда, целостность Фрейда, честность Фрейда, но прежде всего открытия Фрейда по-прежнему остаются с нами . Добавлять нечто новое к его открытиям — это не привилегия избранных, а наш общий долг. Но это не наша обязанность и не наша привилегия — делать себе имя и "бороться за интеллектуальную свободу", во всеуслышание критикуя Фрейда, или раздувать в великое открытие свои расхождения с ним. Мы также не имеем права искажать в своей интерпретации сказанное Фрейдом, чтобы добиться видимости "ясности", "доступности" или же "приличия" и "набожности"» (Menninger 1942,296).

«Ортодоксальные» психоаналитики критиковали «поверхностную психологию», выхолащивающие и наивные тенденции неопсихоанализа (Хорни, Кардинера, Радо) как возврат к «дофрейдианскому времени». Хорни и Кардинер исходили из того, что психические расстройства в первую очередь обусловлены общественными и ситуативными факторами. Отсюда проистекал оптимистический взгляд на индивида и его способность к изменениям под воздействием ситуационно ориентированной психоаналитической терапии. Ревизионисты отвергали «биологизм влечений» и тем самым центральное значение сексуальности и агрессии для психического развития, а также силу, иррациональность и сопротивление бессознательного: «Реакция ортодоксов на этот гуманизм была резко критической. "Ревизионистов" сравнивали с Полианной, которая поворачивается спиной к темным сторонам человеческой природы. Строгие фрейдисты придерживались "жесткой линии" по отношению к человеческой природе, ревизионисты выступали за "мягкую линию"» (Yankelovich, Barrett 1970,452).

Ревизионисты не соглашались также и с психологией Я, возникшей в 30-е годы в качестве новой области психоаналитических исследований. В 1936 году вышел на немецком языке, а в 1937 был переведен на английский классический труд Анны Фрейд «Я и защитные механизмы». Вскоре после этого Гартманн сделал следующий шаг в развитии психологии защитных механизмов Я, выступив в 1937 году в Вене с докладом «11сихология >1 и проблема адаптации» (опубликован в 1939 году, переведен на английский в 1958) и опубликовав в начале 40-х годов несколько статей на английском языке. Гартманн постулировал относительную генетическую и функциональную автономию Я от влечений, обусловленную отчасти уже конституционально, и возможность его изменения через «реальность». Тем самым Гартманн обращал внимание на несводимые к влечениям и защитам аспекты контроля, адаптации и реальности. Но вместе с тем Гартманн придерживался основных положений теории Фрейда: он признавал биологическую природу влечений, присущую им конфликтность, причудливость бессознательных процессов и центральную роль психического развития ребенка (см. статью Герберта Ф. Вальдхорна в т. III).

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...