Причиной — или еще одним симптомом — кризиса психоанализа является часто отмечавшаяся с 1960 года недостаточная научность психоанализа.

Дело в том, что после Второй мировой войны БРБ занималась в основном вопросами психоаналитического образования, поощряя «интерес к терапии» и игнорируя научные исследования. Поэтому в 1957 году было решено допускать к психоаналитическому обучению неврачей, проявивших себя как исследователи в своей области.

Критика психоаналитической теории раздавалась не только со стороны «диссидентов» и членов Академии (Зальцмана, Мармора, Цаца и тд.), но также из своих рядов. Рэнджелл говорил о «концентрации негативных сил» (Rangell 1962, 233). Во-первых, критике подверглась общая теория психоанализа. Новые открытия в области нейрофизиологии, этологии и психологии противоречили основным положениям общей теории. Кроме того, указывалось на «теоретическую усложненность» и недостаточную практическую пригодность психологии Я, разработанной Гартманном и Рапапортом, которая утвердилась в 1950—1960 годы. Во-вторых, подверглась пересмотру и так называемая клиническая теория, когда в начале 60-х возникли дискуссии о значении и свойствах ранних объектных отношений. Высказывались претензии по поводу стереотипности дискуссий, касавшихся психоаналитической теории. Многие считали, что выработанная в спорах 50-х годов позиция превратилась в жесткую ортодоксию.

Беспокойство по поводу недостаточной научной креативности американского психоанализа побудило правление БРБ создать в 1966 году «Комиссию по научной деятельности». Ей надлежало разобраться в причинах «оскудения притока новых психоаналитических знаний». Отчетный доклад комиссии, среди прочего, включал план оптимального переустройства БРБ и создание «Совета по научной деятельности», который в качестве третьего органа БРБ приравнивался к правлению и Совету по профессиональным стандартам (см. Kohut 1970). Этот план не был осуществлен. Все свелось к созданию в 1971 году постоянной комиссии «по научной деятельности», которой следовало разработать меры борьбы с недостаточной творческой и исследовательской активностью.

Наблюдаемое примерно с 1960—1965 годов снижение популярности психоанализа в США объяснялось тем, что пробудившиеся в первые послевоенные десять лет надежды на эффективность психоаналитической терапии оказались иллюзорными. Вместо психоанализа «популярными» теперь становились другие, ситуационно ориентированные, формы терапии, такие, как групповая, семейная и поведенческая, а также реабилитационные и превентивные программы социальной психиатрии. На фоне этих более современных теорий психоанализ выглядел архаичным. Теперь психоанализ упрекали в том, что он не участвует в решении насущных социальных проблем, его обвиняли в корыстолюбии, а теорию и практику психоанализа воспринимали как ненаучные и устаревшие.

В IVbц году Al 1А после долгих колебаний решилась создать «Комиссию по социальной психиатрии» и в последние годы издала несколько резолюций по современным проблемам. В 1970 году президент БРБ Эстли просил психоаналитиков пересмотреть свое отношение к коллегам, которые не занимаются частной практикой, и не считать их «отсталыми, ничтожными, неудачливыми или пропащими» (Astley 1974, 85).

Кризис психоанализа в США, по всей видимости, еще не преодолен. Также и все последние выступления американских аналитиков рисуют сумрачную картину будущего психоанализа и требуют реформ на всех уровнях.

Психоаналитические объединения и учебные институты

С 1946 года решение о признании объединений и институтов принадлежит БРБ в лице «Совета по профессиональным стандартам». Правила аккредитации объединений и институтов и основные требования к ним (минимальное число аналитиков, количество учебных часов и т.д.) с годами менялись, однако решение о признании институтов и постоянный надзор за их работой оставались прерогативой Совета по профессиональным стандартам.

Совет по профессиональным стандартам состоит из представителей местных учебных институтов. Каждый институт назначает (без выборов) двух уполномоченных; правление Совета по профессиональным стандартам избирается из числа этих уполномоченных. Совет по профессиональным стандартам может самостоятельно создавать комиссии, делегируя им полномочия принимать те или иные решения.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...