Психоанализ в СШАПсихоанализ / Психоаналитическое движение / Психоанализ в СШАСтраница 25
Причиной — или еще одним симптомом — кризиса психоанализа является часто отмечавшаяся с 1960 года недостаточная научность психоанализа.
Дело в том, что после Второй мировой войны БРБ занималась в основном вопросами психоаналитического образования, поощряя «интерес к терапии» и игнорируя научные исследования. Поэтому в 1957 году было решено допускать к психоаналитическому обучению неврачей, проявивших себя как исследователи в своей области.
Критика психоаналитической теории раздавалась не только со стороны «диссидентов» и членов Академии (Зальцмана, Мармора, Цаца и тд.), но также из своих рядов. Рэнджелл говорил о «концентрации негативных сил» (Rangell 1962, 233). Во-первых, критике подверглась общая теория психоанализа. Новые открытия в области нейрофизиологии, этологии и психологии противоречили основным положениям общей теории. Кроме того, указывалось на «теоретическую усложненность» и недостаточную практическую пригодность психологии Я, разработанной Гартманном и Рапапортом, которая утвердилась в 1950—1960 годы. Во-вторых, подверглась пересмотру и так называемая клиническая теория, когда в начале 60-х возникли дискуссии о значении и свойствах ранних объектных отношений. Высказывались претензии по поводу стереотипности дискуссий, касавшихся психоаналитической теории. Многие считали, что выработанная в спорах 50-х годов позиция превратилась в жесткую ортодоксию.
Беспокойство по поводу недостаточной научной креативности американского психоанализа побудило правление БРБ создать в 1966 году «Комиссию по научной деятельности». Ей надлежало разобраться в причинах «оскудения притока новых психоаналитических знаний». Отчетный доклад комиссии, среди прочего, включал план оптимального переустройства БРБ и создание «Совета по научной деятельности», который в качестве третьего органа БРБ приравнивался к правлению и Совету по профессиональным стандартам (см. Kohut 1970). Этот план не был осуществлен. Все свелось к созданию в 1971 году постоянной комиссии «по научной деятельности», которой следовало разработать меры борьбы с недостаточной творческой и исследовательской активностью.
Наблюдаемое примерно с 1960—1965 годов снижение популярности психоанализа в США объяснялось тем, что пробудившиеся в первые послевоенные десять лет надежды на эффективность психоаналитической терапии оказались иллюзорными. Вместо психоанализа «популярными» теперь становились другие, ситуационно ориентированные, формы терапии, такие, как групповая, семейная и поведенческая, а также реабилитационные и превентивные программы социальной психиатрии. На фоне этих более современных теорий психоанализ выглядел архаичным. Теперь психоанализ упрекали в том, что он не участвует в решении насущных социальных проблем, его обвиняли в корыстолюбии, а теорию и практику психоанализа воспринимали как ненаучные и устаревшие.
В IVbц году Al 1А после долгих колебаний решилась создать «Комиссию по социальной психиатрии» и в последние годы издала несколько резолюций по современным проблемам. В 1970 году президент БРБ Эстли просил психоаналитиков пересмотреть свое отношение к коллегам, которые не занимаются частной практикой, и не считать их «отсталыми, ничтожными, неудачливыми или пропащими» (Astley 1974, 85).
Кризис психоанализа в США, по всей видимости, еще не преодолен. Также и все последние выступления американских аналитиков рисуют сумрачную картину будущего психоанализа и требуют реформ на всех уровнях.
Психоаналитические объединения и учебные институты
С 1946 года решение о признании объединений и институтов принадлежит БРБ в лице «Совета по профессиональным стандартам». Правила аккредитации объединений и институтов и основные требования к ним (минимальное число аналитиков, количество учебных часов и т.д.) с годами менялись, однако решение о признании институтов и постоянный надзор за их работой оставались прерогативой Совета по профессиональным стандартам.
Совет по профессиональным стандартам состоит из представителей местных учебных институтов. Каждый институт назначает (без выборов) двух уполномоченных; правление Совета по профессиональным стандартам избирается из числа этих уполномоченных. Совет по профессиональным стандартам может самостоятельно создавать комиссии, делегируя им полномочия принимать те или иные решения.
Смотрите также
Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача.
Применение психотера ...
Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается
в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...
Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала
инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия,
относящиеся к раннему развитию челове ...