Наконец в 1971 году БРБ поставила на голосование вопрос о принятии психоаналитически подготовленных немедиков в члены ассоциации. 603 аналитика проголосовали за это предложение, 94 против. Тем самым открылась возможность для пересмотра соответствующих пунктов устава.

В 1971 году произошло еще одно изменение устава. Теперь членами БРБ признавались и маленькие группы немедиков, ведущих учебный анализ. Речь шла, во-первых, о европейских аналитиках, которым была разрешена деятельность в США в качестве обучающих аналитиков, и, во-вторых, о нескольких психоаналитически обученных немедиках, которых, начиная с 1954 года в виде исключения, применяя соответствующее правило, назначали вести учебный анализ. Теперь они могли получить статус «действительного члена (без медицинского образования)».

И, наконец, следует упомянуть так называемый «чикагский план». Предполагалось набрать в Чикаго три класса молодых студентов различных немедицинских факультетов и дать им психоаналитическое образование. Они должны были закончить обучение со степенью «доктора психоанализа». Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы предоставить возможность получить психоаналитическое образование в молодом возрасте. До сих пор обучение завершалось слишком поздно, в среднем в возрасте 39 лет; средний возраст начинающего обучающего аналитика составлял около 45 лет.

Главное же — результаты эксперимента должны показать, является ли медицинская подготовка необходимым условием для получения психоаналитического образования. Возможно, что это окажется началом широкомасштабной переориентации американского психоанализа и приведет к отказу от принципа, отстаиваемого с момента появления психоанализа в США, согласно которому занятие психотерапией или психоанализом является исключительно прерогативой врачей.

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: психология Я

Общим названием постфрейдианского американского психоанализа является «психология Я», которая после Второй мировой войны постепенно идентифицировалась с «основным течением» психоанализа, разрабатываемого в БРБ. Психология Я — это общее обозначение самых разных направлений: к психологии Я, с одной стороны, относятся сторонники Гартманна и Рапапорта — представители «ориентированной на теорию» психологии Я, с другой стороны, «клиницисты» (см. статьи Г. Яппе в т. I и Герберта Ф. Вальдхорна в т. III).

Особое положение по отношению к психологии Я занимает Эриксон. Он не излагает свои идеи в понятиях общей теории психоанализа и метапсихологии и не связывает их с представлениями клинической психологии Я. Эриксон отмежевался от биологической концептуализации функций Я, понятий реальности и адаптации гартманновской психологии Я и, по мнению иных классических аналитиков, является чуть ли не «диссидентом» (см. также статью Эдварда К. Адамса в т. III).

«Ориентированная на теорию» психология Я разрабатывалась двумя группами аналитиков: группой Гартманна и Рапапортом с коллегами.

Гартманн, Крис и Лёвенштейн, «одаренная троица», иммигрировали в США в 40-е годы, встретились в Нью-Йорке и вскоре образовали «прочное ядро» психологии Я. Они обратили на себя внимание глубокими знаниями теории Фрейда и многочисленными публикациями, выдержали испытание в противостоянии с диссидентами и развивали главные идеи Гартманна, изложенные в его довоенной работе «Психология Я и проблемы адаптации» (Hartmann 1939). Этот основополагающий труд в области психологии Я появился на английском языке только в 1958 году. Однако к этому времени Гартманн с коллегами уже опубликовали свои важнейшие статьи (см. Hartmann 1964, Hartmann, Kris, Loewenstein 1964).

В 1950 году к психологии Я присоединился Рапапорт. Он считал себя интерпретатором психологии Я и стремился осуществить желание Гартманна превратить психоанализ в «общую психологию». Рапапорт пытался объединить идеи Фрейда, Гартманна и Эриксона и установить взаимосвязь между психоаналитическими представлениями, с одной стороны, и моделями и эмпирическим материалом академической психологии — с другой (Rapaport 1951). При этом Рапапорт разрабатывал так называемую «общую психоаналитическую теорию», в которой клиницисты уже с трудом узнавали «свою» психоаналитическую теорию (см. Gill 1967). Далее, Рапапорт упорядочил ме-тапсихологические гипотезы, лежавшие в основе общей теории, и ввел в метапсихо-логию так называемый «адаптивный аспект» с учетом дополнений, которые внесли в психоаналитическую теорию Гартманн и Эриксон (Rapaport, Gill 1959).

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Последователи Фрейда
...