Клиническая теория с появлением психологии Я стала опираться на новые источники информации — на наблюдение за детьми и детскую терапию. Они служили средством корректировки реконструктивно формулируемых гипотез о психическом развитии.

С 1945 года начал публиковать результаты своих наблюдений Шпиц (см., например, Spitz 1945,1946). В 1950 году Эриксон в книге «Детство и общество» представил теорию психического развития, разработанную на основе сравнительных культурологических исследований и психологии Я.

В последующий период были проведены эмпирические исследования развития объектных отношений, а также первичных и вторичных автономных функций Я (подвижности, активности, зрительного восприятия, чувствительности к раздражителям, тревоги и т.д.). Наиболее важный вклад здесь внесли Фрис, Миттельманн, Эскалопа, Бенджамин, Провенс, Ритво, Кестемберг, Вульфф.

Еще одной плодотворной областью клинической психологии Я стало наблюдение и лечение детей с тяжелыми психотическими и психозоподобными расстройствами (см., например, Jacobson 1964, Mahler 1968, Spitz 1959). Г. Бланк и Р. Бланк (Blanck, Blanck 1974) предприняли попытку обобщить и систематизировать современную психоаналитическую теорию развития.

В заключение следует вкратце остановиться на эмпирических психоаналитических исследованиях, выходящих за рамки наблюдения за детьми.

Классический психоанализ долгое время не проявлял интереса к эмпирическим исследованиям процессов психоаналитической терапии и оценке эффективности психоаналитического лечения. Исключение, пожалуй, составляет лишь проект Мен-нингера (см. Kernberg et al. 1972).

Примерно до 1950 года аналитики ограничивались исследованиями психологического развития, которые планировались и проводились весьма наивно и едва ли удовлетворяли требованиям эмпирического исследования.

После 1950 года были сделаны первые шаги к научному психоаналитическому исследованию, например, Бренманом, предложившим метод обработки данных психоаналитической ситуации (Brenman et al. 1952) и Фишером, проводившим эксперименты со сновидениями (Fischer 1954,1956) .

В начале 60-х годов вопреки сопротивлению удалось доказать необходимость записи психоаналитических сеансов на магнитофон и кинокамеру в исследовательских целях (см., например, Shakow 1960, Gill et al. 1968). Тем самым было поставлено под вопрос постулированное Фрейдом равенство «терапия = изучение» и открылась новая область исследований, уже приносящих первые плоды.

Лучший обзор связанных с этой темой работ и новейших широкомасштабных проектов можно найти у Люборски и Спенса (Luborsky, Spence 1971).

Страницы: 27 28 29 30 31 32 

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...