Клиническая теория с появлением психологии Я стала опираться на новые источники информации — на наблюдение за детьми и детскую терапию. Они служили средством корректировки реконструктивно формулируемых гипотез о психическом развитии.

С 1945 года начал публиковать результаты своих наблюдений Шпиц (см., например, Spitz 1945,1946). В 1950 году Эриксон в книге «Детство и общество» представил теорию психического развития, разработанную на основе сравнительных культурологических исследований и психологии Я.

В последующий период были проведены эмпирические исследования развития объектных отношений, а также первичных и вторичных автономных функций Я (подвижности, активности, зрительного восприятия, чувствительности к раздражителям, тревоги и т.д.). Наиболее важный вклад здесь внесли Фрис, Миттельманн, Эскалопа, Бенджамин, Провенс, Ритво, Кестемберг, Вульфф.

Еще одной плодотворной областью клинической психологии Я стало наблюдение и лечение детей с тяжелыми психотическими и психозоподобными расстройствами (см., например, Jacobson 1964, Mahler 1968, Spitz 1959). Г. Бланк и Р. Бланк (Blanck, Blanck 1974) предприняли попытку обобщить и систематизировать современную психоаналитическую теорию развития.

В заключение следует вкратце остановиться на эмпирических психоаналитических исследованиях, выходящих за рамки наблюдения за детьми.

Классический психоанализ долгое время не проявлял интереса к эмпирическим исследованиям процессов психоаналитической терапии и оценке эффективности психоаналитического лечения. Исключение, пожалуй, составляет лишь проект Мен-нингера (см. Kernberg et al. 1972).

Примерно до 1950 года аналитики ограничивались исследованиями психологического развития, которые планировались и проводились весьма наивно и едва ли удовлетворяли требованиям эмпирического исследования.

После 1950 года были сделаны первые шаги к научному психоаналитическому исследованию, например, Бренманом, предложившим метод обработки данных психоаналитической ситуации (Brenman et al. 1952) и Фишером, проводившим эксперименты со сновидениями (Fischer 1954,1956) .

В начале 60-х годов вопреки сопротивлению удалось доказать необходимость записи психоаналитических сеансов на магнитофон и кинокамеру в исследовательских целях (см., например, Shakow 1960, Gill et al. 1968). Тем самым было поставлено под вопрос постулированное Фрейдом равенство «терапия = изучение» и открылась новая область исследований, уже приносящих первые плоды.

Лучший обзор связанных с этой темой работ и новейших широкомасштабных проектов можно найти у Люборски и Спенса (Luborsky, Spence 1971).

Страницы: 27 28 29 30 31 32 

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...