Когда Брилл возвратился в Нью-Йорк, британский врач, ученик, а позднее биограф Фрейда, Эрнест Джонс переехал в Торонто (Канада) и оттуда начал борьбу за фрейдовское направление психоанализа в США. Он не упускал ни одной возможности принять участие в медицинских конгрессах по психоанализу. Джонс пробыл в Канаде до 1913 года, а затем вернулся в Англию.

В 1908 Джонс (тогда ему исполнилось 29 лет), «мятежный и непримиримый», как описывали его современники, получил от Принса приглашение выступить в Бостоне с докладом по психоанализу. Среди слушателей Джонса оказался также Патнем, который годом позже, в возрасте 64 лет, был окончательно «обращен» Джонсом в психоанализ. Если Джонса его пуританские современники воспринимали как европейского декадента, тем более что он жил, как это тогда называли, в «континентальном союзе» с одной женщиной, то Патнем служил делу психоанализа в качестве «столпа респектабельности».

Патнем происходил из уважаемой бостонской семьи, был профессором неврологии в Гарварде и славился абсолютно безупречной репутацией в духе «Новой Англии». Его упрямое морализаторство казалось чуждым Фрейду и европейским психоаналитикам и являлось причиной взаимного недовольства (впрочем, не очень сильного), о чем можно судить по переписке (см. статью Гротьяна «Переписка Фрейда» в т. I).

В 1909 году впервые в публикациях открыто выразили свой интерес к психоанализу Фрейда Джордж Г. Кирби (1875—1935) и Уильям Алансон Уайт (1870—1937), директор больницы св. Елизаветы в Вашингтоне. Спустя несколько лет они присоединились к группе психоаналитиков.

В 1909 году после дополнительной учебы вернулся из Европы Кларенс П. Оберн-дорф (1882—1954). Он получил место в Манхэттенском государственном госпитале, являвшемся одним из подразделений Нью-Йоркского государственного госпиталя, который возглавлял Мейер. С 1909 года в этой больнице начали проводить психоаналитические исследования: «В то время, когда все ведущие клиники Германии . по-прежнему игнорировали работу Фрейда, психоанализ стал постепенно применяться у нас», — вспоминает Оберндорф (Oberndorf 1953, 81).

В этот период «психоанализ» заключался в подробном «исследовании памяти», нацеленном на выявление травматических, вызвавших заболевание событий и отре-агирование их посредством припоминания. Фрейд уже несколько лет как отказался от подобного метода. Однако вплоть до 1908 года американские врачи не располагали переводами последних публикаций Фрейда. В 1909 году вышел первый перевод Брилла — сводный том, содержавший несколько ранних работ Фрейда. Поскольку сам Фрейд не находил общего языка ни с одним университетским направлением, заинтересовавшиеся психоанализом американские врачи постоянно ездили в Цюрих, в Бургхёльцли к Блейлеру, и работали там под руководством Юнга.

В 1909 году представилась возможность увидеть и услышать самого Фрейда. Психолог Стэнли Холл, президент Университета Кларка, пригласил Фрейда прочесть курс лекций по случаю двадцатилетнего юбилея университета.

Холл был одним из немногих психологов, занимавших в те годы позицию, близкую к позиции Фрейда. В психологии доминировал суженный в содержательном отношении и строгий в методическом отношении «структурализм» Тиченера. Холл принадлежал к числу психологов, которые отстаивали «функционализм». В 1904 году вышел его основополагающий труд («Отрочество»), посвященный психологии развития. Он занимался в том числе и проблемами детской сексуальности и разоблачал ханжество американской сексуальной морали. Позднее Холл, к великому огорчению Фрейда, примкнул к Адлеру.

Первое приглашение Холла Фрейд отклонил. Сумма гонорара была повышена, и тогда он согласился. Вместе с Юнгом и ^Ференци Фрейд отплыл из Бремена в Нью-Йорк. 27 августа 1909 года в гавани Нью-Йорка их встречали Онуф и Брилл. Несколько дней они провели в Нью-Йорке и его окрестностях. Фрейд впервые побывал в кино.

7,8,9,10 и 11 сентября 1909 года Фрейд выступал по утрам в Университете Кларка. Он говорил по-немецки, не пользуясь записями.

Наряду с Фрейдом лекции прочли также Юнг, немецкий психолог Вильям Штерн, Адольф Мейер, Тиченер и антрополог Боас. В праздничную программу входили также обзоры тогдашнего состояния математики, биологии и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...