В «Жизнеописании» (1925) Фрейд так рассказывал о своем выступлении в Университете Кларка:

«Мне тогда было 53 года, я ощущал себя молодым и здоровым. Краткое пребывание в Новом свете только повысило мое настроение: в Европе я никогда не пользовался вниманием, здесь же лучшие мужи принимали меня на равных. Когда я взошел на кафедру в Вустере, чтобы прочесть свои "Пять лекций по психоанализу", это казалось осуществлением немыслимой мечты. Итак, психоанализ уже не был иллюзией, он становился ценной частью реальности» (XIV, 78).

В последний день праздника Фрейд и Юнг получили почетную степень доктора Университета Кларка. Фрейд, явно растроганный, завершил краткую благодарственную речь словами «Это первое официальное признание наших усилий» (Jones, нем. изд. II, 77).

Немало было рассуждений о том, что бы могло произойти, если бы Фрейда пригласили в США нескольким годами позже, например в 1914 году, после того, как было опубликовано его «Введение в нарциссизм». Наверное, и сам Фрейд, и психоанализ вызвали бы меньший интерес. В своих лекциях в Университете Кларка Фрейд все еще проявлял удивительный оптимизм относительно терапевтических возможностей психоаналитического метода и представлял его в качестве довольно простой процедуры. К тому же после лекций Фрейда создалось впечатление, будто неврозы являются исключительно результатом вытеснений, порождаемых воспитанием и культурой. Тем самым идеи Фрейда отвечали прагматической ориентации американских врачей и совпадали с целью «прогрессивного движения», связь с которым живо ощущали все американские психотерапевты. Однако даже «прогрессивных» психоаналитических слушателей шокировала откровенность, с какой Фрейд говорил о проблемах сексуальности. Фрейд попытался устранить эти опасения: «высшие этические устремления» не исчезают в результате терапии, они скорее даже усиливаются, поскольку вытеснение заменяется осознанным осуждением и сублимацией. Однако он указал также на то, что непосредственное удовлетворение сексуальных желаний не выносит чрезмерного ограничения.

За несколько месяцев до выступления Фрейда в том же Университете Кларка Комсток произнес речь о том, что «сегодня» инфернальные силы зла угрожают порядочности и добродетели. Во время празднования 20-летнего юбилея университета в Вустере по случайному совпадению оказалась анархистка, феминистка, а позднее психоаналитик без медицинского образования Эмма Голдмэн. Власти запрещали ей арендовать зал, поэтому она выступала на университетской площади перед тремястами слушателями и рассуждала на темы «свободной любви», а вместе со своими приверженцами сорвала 11 сентября ученые прения.

Бостонская газета «Ивнинг транскрипт» подробно сообщала о лекциях Фрейда, не обмолвившись, однако, ни словом о его теории детской сексуальности и о его критике «культурной сексуальной морали».

Свою позицию по отношению к различным методам психотерапии Фрейд определил в интервью для «Ивнинг транскрипт». Сторонников суггестивной терапии он сравнивал с медиками, а дилетантизм религиозных целителей решительно осудил. Характерен комментарий Уильяма Джеймса по поводу этих высказываний Фрейда. Своему другу Теодору Флорною он писал: «В газетном отчете о конгрессе можно прочесть, что Фрейд осудил американскую религиозную терапию (которая имеет такие успехи) как весьма "опасную" в силу ее "ненаучности". Да уж!» (James 1920, цит. по: Shakow, Rapaport 1968, 83).

Столь же мало понимания встретил и другой аргумент Фрейда, а именно: судить о психоанализе вправе лишь тот, кто владеет его техникой и при этом сам не невротик. Это требование показалось американцам «неспортивным», и оно вновь навлекло на психоаналитиков упрек в том, что они — далекие от науки «европейские сектанты» и «фанатики».

После лекций в Университете Кларка Патнем пригласил Фрейда, Ференци и Юнга в свой летний домик в горах Адирондака, задумав эту поездку как своего рода «пикник» с психоаналитической тематикой. Юнг, пользовавшийся всеобщим расположением благодаря своей приятной манере держаться, пел немецкие песни. Патнем в очередной раз убедился в серьезности Фрейда, однако не избавился еще от сомнений по поводу релятивизма психоанализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...