ВВЕДЕНИЕ

Можно выделить четыре основные работы, в которых излагается история психоанализа в Великобритании. Однако лишь одна из них (Gillespie 1963) обладает действительным авторитетом и, кроме того, содержит немало новых данных. К сожалению, брошюра, в которой содержится эта статья, малодоступна. Статьи Гловера и Скотта, опубликованные в 1949 году, таюке имеют немалое значение для каждого, кто интересуется нашей темой, тогда как четвертая работа (Schmideberg 1971) посвящена в основном положению и влиянию психоанализа в контексте психологии, психиатрии и британской культуры в целом ■— эта тема также заслуживает того, чтобы мы уделили ей особое внимание в нашем обзоре. Важными источниками стали для нас также автобиография Эрнеста Джонса (Jones 1959) и история Тэвисток-ской клиники (Dicks 1964); других специальных источников указать невозможно. Кроме того, автор должен признаться, что ему не хватает теоретической базы, необходимой для того, чтобы вынести правильное суждение о положении и влиянии столь сложного феномена, как психоанализ, в контексте культуры в целом и по отношению к отдельным специальным областям. Если следовать Фрейду (1923), то психоанализ является одновременно новой научной дисциплиной, методолл лечения невротических расстройств и подходом к исследованию душевных процессов (XI 11,211). Эти три определения послужат нам предварительным ориентиром при изложении истории распространения психоанализа в Великобритании.

Соответственно, в данной статье вначале будет предпринята попытка дать обзор истории развития британского психоанализа, которая представляет собой нечто гораздо большее, чем просто история психоаналитического общества в нашей стране. Затем мы попытаемся обрисовать положение психоанализа в Великобритании. При этом станет понятно, что по отношению к важной роли, которая отводится британскому психоанализу в рамках международного психоаналитического движения, составляет контраст недостаточное признание его в самой Англии. До сих пор ни в психологии, ни в психиатрии должного внимания ему не уделяется.

ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

История психоанализа в Великобритании с самого начала приняла несколько иной оборот, чем можно было ожидать, судя по интересу британцев к психологической тематике. Почти все без исключения первые приверженцы новой науки вслед за Эрнестом Джонсом, основателем Британского психоаналитического общества, перебрались на континент, чтобы получить там возможность углубить свои знания. В 1913 году Джонс прошел краткий курс учебного анализа у Ференци (Jones 1953); Стрейчи и Гиллеспи приехали в Вену, Джеймс и Эдуард Гловер — в Берлин. В последовавший затем период в Лондоне также открылись богатые возможности для обучения. С конца 20-х годов и до конца 30-х рост числа психоаналитиков происходил почти исключительно за счет подготовки местных кадров, причем именно в Англии. Антисемитизм Гитлера и постановление национал-социалистов, направленное против психоанализа, побудили многих ведущих немецких и австрийских психоаналитиков переселиться на Британские острова. Основную группу среди них составили знакомые и друзья семьи Фрейда. Появились, однако, и представители других европейских центров; некоторые из них находились под влиянием работ Мелани Кляйн. Однако еще до этой волны переселения в Лондоне существовали психоаналитики, которые были подготовлены Мелани Кляйн и отстаивали ее теории. Наблюдатели полагали, что подобное столкновение по-разному ориентированных психоаналитических школ несет в себе семена грядущего раздора, который, по всей вероятности, завершится распадом психоаналитического движения в Великобритании. Если прочитать сохранившийся от тех времен протокол заседания «Дискуссий и разногласий 1943 года» (British Psycho-Analytical Society 1967), который тогда распространялся частным путем, то избежать подобного впечатления попросту невозможно. Почему же тогда Британское психоаналитическое общество не разделило судьбы, постигшей многие другие психоаналитические объединения, и, по крайней мере внешне, сохранило свое единство? Этому обстоятельству вплоть до сегодняшнего дня не удалось найти удовлетворительного объяснения. Внутри общества существовала оппозиция, тем не менее работу удалось наладить таким образом, что враждующие группировки могли плодотворно влиять друг на друга (правда, степень плодотворности этого сотрудничества некоторыми по-прежнему оспаривается). Наконец, между двумя основными партиями вклинилась еще и третья группировка — этот своеобразный треугольник стал источником соперничества и конфликтов, но, с другой стороны, он оказался настолько стимулирующим и творческим, что Британское психоаналитическое общество и его институты стали привлекать к себе многочисленных зарубежных студентов и ученых. Сегодня Британское общество включает в себя наряду с психоаналитиками, родившимися на континенте и достигшими уже преклонного возраста (их можно встретить и во многих американских обществах), также и большое число терапевтов — уроженцев бывших британских колоний и доминионов. Группа Кляйн привлекает к себе непрекращающийся поток американских (особенно южноамериканских) студентов. С другой стороны, многие молодые студенты из США интересуются в первую очередь идеями Анны Фрейд и созданным ею Институтом детской терапии. Некоторые из них приобретают также необходимую квалификацию, чтобы стать членами Британского психоаналитического общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...