Венская группа, образовавшаяся вокруг Анны Фрейд и появившаяся на британской сцене последней, получила название «группа Б», иногда ее просто называют «фрейдовской группой».

Эти кажущиеся несколько произвольными разделения и наименования никогда полностью не соответствовали различным теоретическим и клиническим ориен-тациям, которые сложились в ходе оживленных дискуссий в период Второй мировой войны. Несмотря на определенные изменения, в целом полярная структура Британского психоаналитического общества сохранилась и по сей день. В этой напряженной атмосфере «промежуточной группе» удалось все же отстоять свою самостоятельность; чуть позже мы подробнее расскажем о разнообразных тенденциях развития внутри этой группы и о достижениях ее представителей.

Во время войны многие психоаналитики получили возможность собрать важнейший материал, оказавший большое влияние на развитие психоанализа в послевоенный период. Это относится в первую очередь к тем психоаналитикам, которые имели базисное медицинское образование и в качестве врачей служили в действующей армии.

Изменения, наблюдавшиеся после войны в Британском психоаналитическом обществе, объяснялись прежде всего проявившимися в период войны противоречиями. Каждая из групп разработала специфические формы обучения, благодаря которым на сегодняшний день (сентябрь 1975 года) получили специальную подготовку 352 действительных и ассоциированных члена общества (официально зарегистрированное число студентов текущего курса — 62). Группа Кляйн распространила свое влияние прежде всего на Южную Америку и особенно на Аргентину (см. статью ф. Цесио). Из этих стран в Лондон устремился поток студентов; некоторые из них осели здесь навсегда. В послевоенный период в качестве теоретиков кляйнианской школы получили известность в первую очередь Бион, а за ним Ханна Сегал. Сегал раскрыла структуру теории Кляйн (Segal 1973) и, кроме того, достигла заметных успехов в клинической области. Бион, по-своему интерпретировавший концепции Кляйн, использовал их в практике групповой работы. Розенфельд выступал за строгое применение психоаналитических техник, разработанных школой Кляйн, при лечении психотических пациентов; он также приобрел большой авторитет в этой области. Эти три психоаналитика вместе с некоторыми своими коллегами получили известность благодаря не только проводимым ими учебным анализам, но и преподавательской деятельности. Несколько лет назад Бион перенес свою деятельность в Лос-Анджелес, совершив тем самым первую попытку распространить влияние теории Кляйн и на Северную Америку.

Группой Б, в центре которой находилась Анна Фрейд (см. также т. III), в течение многих лет после войны продолжали руководить венские психоаналитики, в том числе Гедвиг и Вилли Хофферы, Эдит Людовик-Дьомрои, Лотар Рубинштейн, Дороти Барлингем, Хильда Абрахам и др. С. Г. Фоулкс все более интересовался применением психоаналитической техники в групповой работе; тем не менее он продолжал свою деятельность в качестве преподавателя группы Б. Создается впечатление, что по каким-то причинам группа Б испытывала трудности в привлечении к руководству психоаналитиков, получивших образование в Англии, которые могли бы сменить основателей группы. В этой связи следует упомянуть работу Дж. Дж. Сандлера, который использовал исследовательский потенциал Хэмпстедской клиники детской терапии для изложения и применения большого числа психоаналитических концепций; из представителей группы Б наряду с Анной Фрейд он внес наиболее существенный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической теории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...