Венская группа, образовавшаяся вокруг Анны Фрейд и появившаяся на британской сцене последней, получила название «группа Б», иногда ее просто называют «фрейдовской группой».

Эти кажущиеся несколько произвольными разделения и наименования никогда полностью не соответствовали различным теоретическим и клиническим ориен-тациям, которые сложились в ходе оживленных дискуссий в период Второй мировой войны. Несмотря на определенные изменения, в целом полярная структура Британского психоаналитического общества сохранилась и по сей день. В этой напряженной атмосфере «промежуточной группе» удалось все же отстоять свою самостоятельность; чуть позже мы подробнее расскажем о разнообразных тенденциях развития внутри этой группы и о достижениях ее представителей.

Во время войны многие психоаналитики получили возможность собрать важнейший материал, оказавший большое влияние на развитие психоанализа в послевоенный период. Это относится в первую очередь к тем психоаналитикам, которые имели базисное медицинское образование и в качестве врачей служили в действующей армии.

Изменения, наблюдавшиеся после войны в Британском психоаналитическом обществе, объяснялись прежде всего проявившимися в период войны противоречиями. Каждая из групп разработала специфические формы обучения, благодаря которым на сегодняшний день (сентябрь 1975 года) получили специальную подготовку 352 действительных и ассоциированных члена общества (официально зарегистрированное число студентов текущего курса — 62). Группа Кляйн распространила свое влияние прежде всего на Южную Америку и особенно на Аргентину (см. статью ф. Цесио). Из этих стран в Лондон устремился поток студентов; некоторые из них осели здесь навсегда. В послевоенный период в качестве теоретиков кляйнианской школы получили известность в первую очередь Бион, а за ним Ханна Сегал. Сегал раскрыла структуру теории Кляйн (Segal 1973) и, кроме того, достигла заметных успехов в клинической области. Бион, по-своему интерпретировавший концепции Кляйн, использовал их в практике групповой работы. Розенфельд выступал за строгое применение психоаналитических техник, разработанных школой Кляйн, при лечении психотических пациентов; он также приобрел большой авторитет в этой области. Эти три психоаналитика вместе с некоторыми своими коллегами получили известность благодаря не только проводимым ими учебным анализам, но и преподавательской деятельности. Несколько лет назад Бион перенес свою деятельность в Лос-Анджелес, совершив тем самым первую попытку распространить влияние теории Кляйн и на Северную Америку.

Группой Б, в центре которой находилась Анна Фрейд (см. также т. III), в течение многих лет после войны продолжали руководить венские психоаналитики, в том числе Гедвиг и Вилли Хофферы, Эдит Людовик-Дьомрои, Лотар Рубинштейн, Дороти Барлингем, Хильда Абрахам и др. С. Г. Фоулкс все более интересовался применением психоаналитической техники в групповой работе; тем не менее он продолжал свою деятельность в качестве преподавателя группы Б. Создается впечатление, что по каким-то причинам группа Б испытывала трудности в привлечении к руководству психоаналитиков, получивших образование в Англии, которые могли бы сменить основателей группы. В этой связи следует упомянуть работу Дж. Дж. Сандлера, который использовал исследовательский потенциал Хэмпстедской клиники детской терапии для изложения и применения большого числа психоаналитических концепций; из представителей группы Б наряду с Анной Фрейд он внес наиболее существенный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической теории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...