В разделе, в котором будет рассматриваться влияние психоанализа на жизнь Британии в целом, мы еще раз вернемся к разговору о достижениях групп А и Б в создании собственных школ по подготовке специалистов, особенно детских психотерапевтов, не имеющих медицинского образования.

Во многих отношениях гораздо сложнее описать ход развития внутри «промежуточной группы», поскольку здесь наблюдаются совершенно разные пути развития. В первую очередь следует указать на линию развития, у истоков которой стоят наиболее видные аналитики довоенного времени, такие, как Сильвия Пэйн и В. Р. Д. Фэйрбэйрн, продолжавшие активную деятельность по меньшей мере еще полтора десятилетия после Второй мировой войны. Их традиции продолжает, например, Джон Сазерленд, в течение многих лет издатель «Международного журнала психоанализа», ключевая фигура Тэвистокской клиники. В этой связи необходимо упомянуть и Гантрипа, хотя он никогда не являлся членом Британского психоаналитического общества. Этот ученик Фэйрбэйрна во многом способствовал смещению основного интереса в сторону теории объектных отношений и ее клинического применения. К этой же подгруппе следует отнести и Чарльза Райкрофта; изысканность его стиля, острота интеллекта и оригинальность идей делают его одной из выдающихся фигур среди нынешних членов общества.

Другая линия развития в группе независимых восходит К Д. В. Винникотту (он, кстати, вместе с Райкрофтом и Бионом относится к числу немногочисленных видных членов Британского психоаналитического общества, которые родились в Англии). Он обучался у Рикмана и позднее у Кляйн и в дальнейшем разработал собственные в высшей степени продуктивные концепции, касающиеся ранних отношений между матерью и ребенком, а также теорию регрессивного переноса. Он оказал большое воздействие на таких аналитиков, как M. М. Р. Хан (см. его статью о Винникотте в т. III) и Мартин Джеймс; впрочем, влияние его творчества в целом также переоценить невозможно.

Следует упомянуть также Микаэла Балинта. Балинт был последователем и приверженцем своего земляка Шандора Ференци, но при этом он не отказывался от теоретических и методических концепций Фрейда. В своей критике первичного нарциссизма он сближается с представлениями Д. В. Бинникотта. Балинт разрабатывал не только теорию раннедетских объектных отношений, подчеркивая при этом важность объектной ориентации влечений в аспекте их соматических источников, но и теорию регрессий при применении определенных терапевтических методов классического психоанализа (см. статью М. Хоффмайстер в т. III).

ПОЛОЖЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В предыдущем разделе данной работы была предпринята попытка кратко охарактеризовать вклад отдельных психоаналитических школ Великобритании в международное психоаналитическое движение. Как уже отмечалось, это влияние оказалось гораздо более значительным, чем в самой Англии. Этот парадокс усиливается еще и тем, что если во всем мире Анна Фрейд считается одним из наиболее выдающихся современных психоаналитиков, детских психологов и экспериментаторов, то в Великобритании ее имя остается практически неизвестным.

Психоанализ оказал влияние на самые разные сферы жизни. Однако в каждом отдельном случае трудно определить, исходит ли это влияние от динамически ориентированной психологии, строго психоаналитических принципов или же от определенных аналитиков, чье воздействие объясняется их чисто индивидуальными качествами.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В академических кругах психоанализ продолжает оспариваться; такое положение вещей распространяется практически на всю Великобританию. Исключение составляет только Университетский колледж, входящий в состав Лондонского университета. Там уже в конце 20-х годов получил должность доцента психоаналитик Дж. С. Флюгель. После того как он вышел на пенсию, его место занял другой психоаналитик, Сесиль де Моншо. Кроме того, недавно в этом университете была учреждена также профессура (Мемориал Фрейда). Однако эти исключения не могли оказать решающего влияния и вызвать интерес академической науки к психоанализу, хотя многие психологи и психоаналитики приветствовали бы его включение в общий университетский курс психологии. Благодаря учебной деятельности психоаналитиков в Университетском колледже появилось несколько исследовательских проектов в области психоанализа, однако за пределами этого колледжа психоаналитические

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Последователи Фрейда
...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...