Лейтмотивом его работы (Lesche 1973) было требование «чистого психоанализа»: благодаря саморефлексии должны быть исключены нарушающие факторы, такие, как влияние социума и самообман. Это освобождение происходит в сфере вербальной интеракции между анализандом и аналитиком, то есть оно основывается на понимании языка друг друга. «Историческое объяснение» намерений и способов поведения анализанда способствует углублению аналитического диалога, ведет к лучшей саморефлексии и приводит у анализанда в действие процесс освобождения. Эта «герменевтико-эмансипаторная» модель психоанализа противопоставляется традиционному анализу, близкому к прикладной естественной науке, который практикуется в современном государстве: в последнем случае в терапевтический процесс включаются общественные идеалы и ценности, в которых Леше отчасти усматривает рудименты механистических и натуралистических понятий и теорий, которые присущи психоанализу. Многими идеями Леше обязан Франкфуртской школе, прежде всего трудам Апеля и Хабермаса. Кроме того, на него оказало влияние и знакомство с сочинениями Лакана (см. статью Р. и М. Баранд в этом томе).

Работы других членов общества, которые были опубликованы в международных журналах, упомянем здесь лишь вкратце. Нильс Нильсен, относящийся к пионерам 30-х годов и в августе 1931 года принявший участие в первой встрече скандинавских психоаналитиков, являлся также одним из основателей Датского психоаналитического общества. Затем он все же вновь примкнул к Шведскому обществу и являлся одним из немногих его членов, которые жили на юге страны. Две его статьи вышли в «Журнале». В первой (Nielsen 1954) он обсуждал цели учебного анализа и отмечал, что кандидатов, по-видимому, больше интересуют учебные аспекты, нежели сам анализ. Это, естественно, повлекло за собой обсуждение критериев методов отбора В более поздней статье (Nielsen I960) он занимался выявлением значения ценностных установок аналитика и их влиянием на его работу.

Штефи Педерсен опубликовала за ганицей многие свои статьи, посвященные большей частью «неврозам эмигрантов», она получила должное признание со стороны Всемирной организации здравоохранения. Между тем она обращалась и к социальным проблемам, прежде всего к проблемам молодежи, и, проводя анализ, опиралась на богатый клинический материал.

Ола Андерссон в написанной в 1962 году диссертации, которая весьма благожелательно была принята за рубежом, исследовал десятилетний период научной деятельности Фрейда, предшествовавший появлению в 1896 году сочинений Фрейда «Наследственность и этиология неврозов» и «Последующие замечания о защитных невропсихозах». В них Фрейд впервые представил теорию о том, что сексуальные переживания в раннем детском возрасте являются специфической причиной истерии, и таким образом окончательно порвал с учением Шарко. Андерссон проследил онтогенез фрейдовских представлений, при этом за отправную точку он взял его пребывание в 1885 году в Париже. Он описывает, как Фрейд сперва с воодушевлением принял теории Шарко, чтобы затем, в начале 90-х годов, основываясь на собственных клинических данных, шаг за шагом от них отказаться. Андерссон сосредоточился прежде всего на поправках, которые Фрейд постоянно вносил в свои теории и к которым его побуждала все большая неудовлетворенность представлениями Шарко. В работе Андерссона не рассматривались ни личность Фрейда, ни общественно-политические влияния, а только прослеживалось многостороннее развитие фрейдовских идей, о котором можно было судить из его личной переписки и многих других источников. Андерссон часто обращался к неопубликованному до сих пор материалу. Кроме того, он рассматривал влияние, которое оказывали на теории Фрейда в решающие годы их становления другие ученые того времени; среди них особо следует назвать психологическую школу Гербарта, имевшую в то время в Австрии многих приверженцев. Диссертация Андерссона заслуживает гораздо более детального изложения, чем то, которое здесь возможно.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...