Далее следует упомянуть два текущих проекта Службы общественного здравоохранения, которые ведут психоаналитики. В свете современных дебатов о будущем развитии психиатрических учреждений в Швеции оба они приобрели широкую известность. Первый проект начал осуществляться в 1971 году Кларенсом Крефурдом в Лулео на севере страны; второй, которым руководят психоаналитики Йохан Куллберг и Имре Чесёди, — в 1975 году в пригороде Стокгольма Накке. В обоих учреждениях проводится групповой анализ, но, кроме того, осуществляется и профилактическая работа, направленная на выявление группы риска, усиление активности местных групп и обществ и установление контактов с другими ветвями Службы социального обеспечения. В их состав входят специалисты нескольких профилей: психиатр, психолог, социальный работник и медсестра. Еще один психоаналитик, Бу Ларссон, посвятил себя созданию новой программы социального обеспечения на юге Стокгольма.

Групповая терапия повсюду приобрела большую популярность, а ряд членов общества работает под эгидой организации «Svenska Fцrbundet for Gruppsykoterapi» («Шведское объединение групповой терапии»). Разумеется, существуют и другие частные и независимые психотерапевтические учреждения, ориентированные на психодинамические теории. Одним из них является «Erica Stiftelse» («Фонд Эрики»), которым со времен войны руководили два бывших члена Психоаналитического общества. Оно специализируется на лечении детских неврозов и является одним из самых авторитетных учреждений, где ведутся учебные курсы по психодиагностике. Еще одно учреждение, «Svenska Fцreningen for Holistik Psykoterapi och Psykoanalys» («Шведское объединение холистической психотерапии и психоанализа»), возникло из-за того, что от Психоаналитического общества откололась группа «инакомыслящих»; она выступает за эклектическую форму психоанализа, основанную на концепциях Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена.

Как уже отмечалось, вопрос о включении психоанализа в учебные программы психологических отделений в университетах еще не решен. В Стокгольме, однако, некоторые психоаналитики входят в преподавательский состав Психологического и Педагогического институтов.

В Лунде под руководством профессора психологии Гудмунда Смита проводились многочисленные детальные исследования, задача которых заключалась в том, чтобы экспериментальным путем верифицировать психоаналитические концепты, в частности концепт защитных механизмов Я. Вместе со своими коллегами, Ульфом Кра-гом, профессором Университета Осло, и Хансом Сьобеком, Смит разработал тест защитных механизмов — тахистоскопический метод, с помощью которого можно изучать подпороговое восприятие (pre-recognition). Эти исследователи отказались от традиционной точки зрения, согласно которой восприятие представляет собой непосредственное отображение внешнего мира, и заменили ее так называемым анализом генезиса восприятия: «Восприятие здесь рассматривается как процесс, направленный на объект, конечным продуктом и кульминационной точкой которого является устойчивое восприятие объекта. Целью генезиса восприятия является исследование, реконструкция субъективных фаз, которые предшествуют конечному продукту. Здесь проявляется личность и становится постижимой для психолога история жизни индивида» (Smith, Westerlund 1973,118). Наконец следует упомянуть также диссертацию Ханса Сьобека (Sjцbдck 1973), в которой он рассматривает и систематически обобщает вошедшие в психоаналитическую теорию гипотезы о защитных процессах.

На этом мы завершаем исследование современного состояния психоанализа в Швеции. Однако мы еще будем вынуждены вернуться к Швеции при рассмотрении общей ситуации в скандинавских странах.

ФИНЛЯНДИЯ

В докладе по поводу десятилетнего существования организованного психоаналитического движения в Финляндии Техке датировал его возникновение 1964 годом, когда правление Международного психоаналитического объединения присвоило финским аналитикам статус исследовательской группы. Однако, как уже отмечалось, еще в довоенное время одним из членов Финско-шведского общества был финн, а именно Юрьё Куловеси (см. раздел «Довоенная фаза»).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...