Разрыв Бьерра с психоанализом по времени совпал с пробуждением интереса к психоанализу у другого человека, который в значительной мере способствовал тому, чтобы не дать погибнуть еще только набиравшему силу психоаналитическому движению, а затем сумел утвердить его и в Скандинавии. Имя этого человека — Альф-хильд Тамм (1874-1959).

Она была первой женщиной в Швеции, ставшей психиатром; в 1904 году получила свою первую должность. Тамм занималась нарушениями речи, и эта область привлекала ее на протяжении всей жизни. Исследования привели ее в Берлин, где она, без сомнения, соприкоснулась с теорией психоанализа. В 1913 году Тамм предприняла первую из многочисленных поездок в Вену, а в последующие годы проходила анализ у таких аналитиков, как Пауль Федерн, Хелен Дойч и Аугуст Айххорн. В это время она познакомилась также с представлениями Альфреда Адлера.

Свои наиболее значительные исследования она провела в области детской терапии, работая врачом-консультантом во многих педагогических учреждениях, возглавляя клинику речевой терапии и занимая различные должности в системе социальной помощи детям. Ее преданность психоанализу нашла должное признание, когда в 1927 году Психоаналитическое объединение в Вене произвело ее в свои действительные члены. Следующие десять лет стали вершиной ее жизненного пути: это был самый продуктивный период в ее работе и, кроме того, она предприняла первые шаги к основанию психоаналитического общества в Скандинавии.

Современником Альфхильд Тамм был финн Юрьё Куловеси (1887—1943), который в 1924 году впервые приехал в Вену и прошел одномесячный курс анализа у Эдуарда Хичманна. Однако отношения Куловеси с Хичманном складывались не совсем гладко. Весной 1925 года, собрав необходимые средства для более длительного пребывания в Вене, он справился у Фрейда о возможности пройти анализ у него лично. Фрейд, однако, сообщил ему, что курсы, которые он проводит, слишком продолжительны, интенсивны и дорогостоящи, и отослал его к Паулю Федерну. Куловеси посетил его на следующий день и вскоре приступил к длительному анализу. В Тампере Куловеси работал также школьным врачом и был известен как ведущий специалист в городской системе здравоохранения. Его публикации охватывали широкий круг тем и были посвящены простым и конкретным проблемам (см. раздел «Финляндия»).

В 1931 году он наконец стал действительным членом Венского психоаналитического объединения.

Появились сторонники психоанализа и в Норвегии. Уже в 1907 году психиатр по имени Рагнар Фогт, в будущем профессор Университета Осло, в учебнике психиатрии, который он тогда написал, сделал благожелательный обзор работ Фрейда. Однако первым, кто всерьез взялся за это дело, был Харальд Схьелдеруп (1895—1972), изучавший одновременно физику и философию. Он учился у Г. Э. Мюллера в Гёттингене и у Гуссерля во Фрайбурге и в 1920 году в возрасте двадцати четырех лет получил степень доктора. Два года спустя он стал заведовать кафедрой философии. Испытывая все больший интерес к психологии, Схьелдеруп в 1925 году решил отправиться в Вену и также пройти анализ у Хичманна; он обучался психиатрии у профессора Вагнера фон Яурегга и познакомился с Паулем Шильдером, у которого изучал техники гипноза. Схьелдеруп продолжил свой учебный анализ в Швейцарии у Оскара Пфистера и обучился там применению теста Роршаха. После присвоения ему звания профессора психологии, первого по этой специальности в Норвегии, с 1928 года он начал читать лекции по психоанализу. В том же году он был принят в действительные члены Швейцарского психоаналитического общества.

В Дании не было ничего похожего на подлинный интерес к психоанализу, который бы выходил за рамки чисто случайного соприкосновения. Георг Брандес, известный и влиятельный датский литературный критик, познакомился в начале века с Фрейдом и получил от него в подарок подписанную автором книгу «Толкование сновидений» (1900), после чего Фрейд посетил одну из его лекций и был по-настоящему ею потрясен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...