Еще одним психоаналитиком, публикации которого появились примерно в это же время, был Тригве Браатой. После его смерти во исполнение личного завещания была опубликована его книга о психоаналитическом методе (Braatey 1954). Браатой подчеркивал важность движений тела пациента во время психоаналитического сеанса и даже считал оправданным, если аналитик на некоторое время садился рядом с кушеткой. Еще одним пунктом, в котором его теория отклоняется от классического анализа, является представление об активности аналитика и о важности эмоционального тепла и эмпатии терапевта для терапевтического процесса. Браатой завершил свой личный анализ у Отто Фенихеля и получил образование в Берлинском психоаналитическом институте; после войны он работал в Америке в Институте психоанализа в городе Топеки.

В 1961 году норвежские аналитики через Шведское общество вновь подали прошение о приеме в Международное психоаналитическое объединение. Оно было отклонено, поскольку правление не было довольно условиями психоаналитической работы в Норвегии и решило повременить. Не будучи принятыми в международное объединение, норвежские психоаналитики решили создать собственную организацию. Они считали, что располагают достаточными собственными средствами, чтобы ускорить ее развитие. Поскольку все же на международные встречи они не допускались (хотя отдельные психоаналитики благодаря своей принадлежности к другим психоаналитическим обществам в таких встречах участвовали), норвежский психоанализ оказался подвержен влиянию неклассических направлений и вынужден был заплатить высокую цену за контакты с другими, эклектическими, психотерапевтическими школами. Одной из них был Институт Ник Вааль, в котором в соответствии с традицией Райха основной упор делался на устранении невротических мышечных напряжений. Кроме того, на более традиционной психоаналитической основе здесь проводился детский анализ и осуществлялись экспериментальные исследования, в которых, например, изучалась связь между мышечным напряжением и защитными механизмами Я.

Вместе с тем в своем стремлении создать сильное психоаналитическое движение норвежская учебная группа вполне преуспела. Харальд Схьелдеруп и Хьердис Симонсен были признаны Шведским обществом в качестве обучающих аналитиков. В результате стали готовиться хорошо обученные психоаналитики, которые в дальнейшем составили костяк основанной, наконец, в 1971 году учебной группы. Вместе с тем норвежские аналитики делали все, чтобы поднять уровень своей подготовки, приглашая специалистов из-за границы и борясь за более выраженную психоаналитическую ориентацию психиатрии и психологии. В то же время, когда в 1967 году был основан Психоаналитический институт, Олаф Бродвалл, Астри Брун, Финн Хансен и Фиффи Пиене получили статус обучающих аналитиков; Брун и Хансен раньше уже обучались психоанализу в Германии.

В это же время, в ходе своего визита в Норвегию с местными условиями ознакомились два психоаналитика из Америки: Альберта Шалита, член Объединения психоаналитической медицины в Нью-Йорке, и профессор Фредерик Виатт, который с 1966 по 1967 год читал лекции в Университете Осло. Хотя он и не принадлежал ни к одному из обществ, входивших в Международное психоаналитическое объединение, комитет по образованию, учитывая высокие достижения этого ученого, поручил ему осуществлять наблюдение за кандидатами в ходе контрольного анализа.

Другие иностранные психоаналитики тоже приглашались читать лекции, вести семинары и наблюдать за разборами случаев. К ним относились Иоганнес Кремериус, Айзе Френкель-Брунсвик, Эрик Бьерг-Хансен, Клас Гюттлер, Паула Хайманн, Михаэль Лейфер, Бёрье Лёфгрен, Герхард Метце, Томас Майне, Джон Немиа, Фриц Редль, Джозеф Сандлер, Питер Сифнеос, Хельм Штирлин и Ульф Тиден. Их присутствие воодушевляло и стимулировало, некоторым образом возмещая годы бойкота. В этот конструктивный период важную роль играли также контакты с Международным психоаналитическим объединением, которые осуществлялись через участие отдельных членов в различных международных конгрессах, и прежде всего сотрудничество с северными соседями, хотя и не все скандинавские аналитики испытывали симпатию к норвежским коллегам.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...