Это развитие, основывавшееся на амбивалентных и противоречивых стремлениях — с одной стороны, создать самостоятельное психоаналитическое движение, с другой стороны, добиться признания Международного психоаналитического объединения, — увенчалось, наконец, тем, что на Венском конгрессе 1971 года, после того как в течение долгих лет правление оттягивало решение и тщательно изучало условия, норвежские психоаналитики получили статус учебной группы.

Был избран шефский комитет под председательством Кьелля Орберга (Стокгольм) и со Стигом Бьёрком (Хельсинки) в качестве секретаря, в который вошли также Мария Монтессори (Амстердам), Луис Мунро (Лондон), Альберта Шалита (Нью-Йорк) и Гельмут Томе (Ульм). Члены комитета в течение длительного времени экзаменовали кандидатов, наблюдали за проведением семинаров, разборов случаев и обсуждения литературы, прежде чем предложили сделать норвежских психоаналитиков действительными членами Международного психоаналитического объединения и рекомендовали для группы статус временного членства. Так два года спустя (1973) после всех суровых лет изоляции и разногласий усилия норвежских аналитиков увенчались заслуженным успехом: как заметил Питер Холтер (Holter 1974) в своем обращении к учредительному собранию, «временный статус нечленства Норвежского общества, к счастью, теперь уже позади». Комитет продолжал свою деятельность, изменил устав и внес предложения по улучшению учебных курсов. В результате на XXIX Международном психоаналитическом конгрессе в Лондоне наконец был сделан последний шаг к полной автономии — признание Норвежского общества как равноправного члена Международного объединения.

Такова в общих чертах история организации психоаналитического общества в Норвегии. В заключение следует сделать еще несколько замечаний о положении психоанализа в этой стране. Как уже отмечалось, в академических кругах и в сфере медицины психоанализ был принят с большим вниманием и интересом, тогда как реакция со стороны психологических дисциплин была более враждебной; в последнее время психоанализ являлся даже мишенью для яростных нападок со стороны ряда психологов и психиатров, руководствовавшихся политическими соображениями.

Психологическое и Психиатрическое объединения Норвегии рекомендовали своим членам, желающим быть психотерапевтами, личный анализ. Национальное здравоохранение берет на себя возмещение расходов (полное или частичное) на лечение у зарегистрированного психоаналитика и даже расходов на проведение контрольного анализа под наблюдением супервизора. Кроме того, психологи полностью включены в систему здравоохранения и имеют те же права, что и их коллеги-медики, однако с тем ограничением, что они могут проводить анализ только тех пациентов, которые направляются к ним врачами. Норвегия — единственная скандинавская страна, в которой психологи имеют право заниматься психотерапией в системе национального здравоохранения.

Институт психоанализа получает от государства финансовую поддержку, покрывающую расходы на семинары и лекции. Институт также предоставляет в распоряжение практикующим психотерапевтам рабочие помещения, и, надо надеяться, когда-нибудь в рамках психоаналитической терапии удастся осуществить и исследовательские проекты.

Общество расширяется теперь очень быстро: в 1973 году двадцать шесть из двадцати семи его членов были признаны полноправными членами Международного психоаналитического объединения, а тридцать восемь кандидатов проходили обучение. В силу относительно давней для скандинавских стран традиции позитивного отношения к психотерапии и динамической психологии популярность психоанализа в Норвегии постоянно растет. Ряд й кандидатов пополняются многими опытными терапевтами и клиницистами. Психоанализ популярен и у населения: ко всем практикующим психоаналитикам записались длинные очереди. Лишь немногие члены общества снискали себе известность за рубежом своими публикациями, поскольку свои усилия, по всей видимости, они сконцентри, овали на том, чтобы создать психоанализу солидную основу для развития. В будущем, надо надеяться, они все же получат возможность, используя психоаналитические подходы и принципы, проводить углубленные исследования нормального и патологического поведения и «способствовать науке и практике психоанализа» (Holter 1974).

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...