Итак, триумвирату, состоявшему из Куловеси, Схьелдерупа и Тамм, было вверено провести 22 августа 1931 года в Стокгольме встречу, с тем чтобы образовать рабочую группу скандинавских психоаналитиков, целью которой было бы добиться членства в Международном психоаналитическом объединении. Остальными участниками были доктор Несгорд из Дании, доктор Ола Ракнес из Норвегии, доктор Иван Братт, Армгарт фон Лет, Нильс Нильсен, Эльза-Бритта Нордлунд, а также выпускница института Тора Сандстрём из Швеции. От участия воздержались доктор Кристиан Схьелдеруп, брат Харальда Схьелдерупа, впоследствии ставший известным епископом, и лектор Торе Экман, к которому мы еще вернемся.

Тем самым было подготовлено появление скандинавских ученых на международной психоаналитической сцене, и в 1934 году, на XIII Международном психоаналитическом конгрессе в Люцерне, том самом конгрессе, на котором из Международного психоаналитического объединения был исключен Вильгельм Райх, скандинавское психоаналитическое движение получило официальное признание. Это произошло, однако, не без технических сложностей, подоплека которых заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Джокером в игре был Райх, «бесстрастный наездник на деревянной лошадке», как назвал его Фрейд.

Из-за своей политической деятельности он стал персоной нон грата в психоаналитических кругах. Под угрозой национал-социализма ему пришлось бежать в изгнание в Скандинавию, сначала в Данию, а затем в Норвегию. Его тамошнее пребывание поставило Международное психоаналитическое объединение перед определенной дилеммой: вызывало опасение, что он окажет слишком большое влияние на будущее общество, а гарантировать, что между Райхом и его сторонниками и психоаналитическим обществом не будет никаких отношений, скандинавские представители не были готовы. Схьелдеруп отстаивал точку зрения, что должна обеспечиваться принципиальная независимость отдельных обществ. И все же, чтобы удовлетворить просьбу скандинавских психоаналитиков об их официальном признании, нашелся компромисс: основать два психоаналитических общества, одно для Норвегии и Дании, другое — для Швеции и Финляндии. Они должны были создать бастион против распространяющегося «дикого» анализа. Одновременно тот факт, что были основаны сразу два Скандинавских психоаналитических общества, указывал, что Международное психоаналитическое объединение хотело спасти репутацию психоанализа в Скандинавии, если бы вдруг произошло какое-либо непредвиденное событие.

Удовлетворенные, с формальным признанием в портфеле, скандинавские аналитики возвращались домой, чтобы посвятить себя сложной задаче: завербовать сторонников своего дела и создать сильное психоаналитическое движение. Шансы на успех повысились с прибытием в Скандинавию двух известных психоаналитиков: Людвига Йекельса и Отто Фенихеля. Альфхильд Тамм попросила Венское объединение о поддержке в организации обучения психоаналитиков. И осенью 1934 года по личной рекомендации Фрейда, чтобы помочь наладить деятельность общества, в Стокгольм направляется Иекельс.

Связанные с ним ожидания были велики, а его задача не так проста: ему пришлось выступать одновременно в качестве учебного аналитика и руководителя семинара в тесном кругу людей, чьи конфликты переноса и контрпереноса зачастую продолжались вне аналитической ситуации. Нередко на собраниях царила столь напряженная атмосфера, что казалось: близок провал в деле психоанализа. О серьезных проблемах, побудивших его летЬм 1937 года вернуться в родную Вену, говорил и сам Иекельс. Педагогическая деятельность «из-за недостатка пригодной молодежи» (Bibring 1939) явно сошла на нет, а собрания стали проводиться нерегулярно. В 1939 году Джонс отмечал: «В Швеции с некоторых пор имеет место волна сопротивления психоанализу» .

В Норвегии возникли гораздо более серьезные проблемы в области психоанализа из-за того, что приверженцы Райха, хотя сам он не являлся членом объединения, по-прежнему пользовались большим влиянием. Несмотря на прежнюю дружбу с Райхом, Фенихель считал, что поддерживать отношения с ним здесь невозможно, и, пробыв лишь один год в Стокгольме, вернулся в Прагу. Психоанализ стал в Норвегии все же весьма популярным, прежде всего среди молодых людей, и не встретил такого враждебного приема, как в других скандинавских странах. Влияние Райха распространилось даже до Швеции и оставило свой след в сознании некоторых членов тамошнего общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...