В 1967 году было основано первое в своем роде Шведское студенческое общество. Его цель состояла в том, чтобы облегчить процесс общения между кандидатами, причем не только с точки зрения административно-технических требований об-пгества, но и в отношении профессиональных вопросов; кроме того, студенческое общество следует расценивать как реакцию на снисходительную позицию, которая иногда ощущалась по отношению к молодежи со стороны некоторых старейших членов Шведского психоаналитического общества. Студенческое движение имеет собственное управление, осуществляет собственные программы и проводит собрания, а его представители участвуют в планировании учебных занятий. Постепенно оно превратилось в инструмент, одинаково ценный для студентов и психоаналитического общества.

Наряду с постоянным улучшением возможностей для обучения в последние годы расширяются научные программы и сфера интересов общества. Международный обмен стал более естественным, и значительная часть нынешних членов общества некоторое время провела за границей, чтобы накопить клинический и профессиональный опыт. Торстен Сьёвалл два года работал в Бостоне у Греты Бибринг и Феликса Дойча. Клас Гюттлер в начале 40-х годов в течение четырех лет практиковался в Хэм-пстедской клинике в Лондоне. Бёрье Лёфгрен, который во время проведения XXIII Международного психоаналитического конгресса в Стокгольме был президентом общества, в конце 50-х работал в Центре Остина-Риггса в Стокбридже (Массачусетс) под руководством Роберта Найта, Давида Рапапорта и Эрика Эриксона. В дальнейшем он вновь отправился в Америку. Имре Чесёди, покинувший в 1956 году Венгрию, в 60-е годы также работал в США.

Число гостей из-за границы, начиная с визита Джона Боулби в 1949 году и заканчивая визитом Альфреда Лоренцера в 1975, постоянно росло. Среди прочих именитых гостей общества в Швецию приезжали Роберт Бак, Микаэл и Энид Балинты, Бруно Беттельгейм, Э. К. Ф. Фрейлинг-Схрейдер, Паула Хайманн, Илзе Хеллман, Жанна Лампль-де Гроот, Барбара Лантос, Питер ван дер Леув, Маргарет Малер, Давид Рапапорт, Хорст Эберхард Рихтер, Джозеф Сандлер и Гельмут Томе. Выбор гостей отражает определенную степень научного интереса членов общества, поэтому здесь, пожалуй, будет уместно дать краткий обзор исследовательских работ и публикаций его наиболее влиятельных и старейших членов.

Центральной фигурой в шведском психоаналитическом движении с начала 30-х годов являлся Нильс Хаак, обучавшийся анализу у Альфхильд Тамм, а затем у Иекельса. Ему выпала задача описать историю психоаналитического движения в Швеции, и он занимался этим с предельной тщательностью и самоотдачей. Кроме того, он проявлял интерес к феномену психотерапевтического лечения, известному под названием перенос и контрперенос. Этой теме он посвятил статью, опубликованную в 1957 году. Особое внимание в ней уделялось феномену — как он его назвал — «неприкрытого переноса». Под этим он понимал бессознательные реакции переноса, которые проявляются в повседневном контакте между анализандом и аналитиком; например, наличие переноса может выдать уже первый телефонный разговор. Хаак упоминает также проблемы, возникающие у аналитика из-за направленных на него магических требований и ожиданий; они тесно связаны с проекции «на аналитика архаического образа всемогущего родителя».

Среди членов общества наибольшее число публикаций принадлежит Лайошу Шекели. Отдавая должное традиционному исследованию и экспериментальной науке, с одной стороны, и проявляя склонность к клиническому подходу — с другой, он долгие годы интересовался изучением продуктивного и креативного .мышления. Описанию этих процессов он посвятил ряд статей, которые будут рассмотрены ниже.

Отправной точкой его исследований являлось завершение процесса решения проблемы — «эврика». Прежде всего его интересовал здесь этап, который он назвал «творческой паузой»; его «материалом» вначале были испытуемые, которых он наблюдал в конкретных экспериментальных ситуациях, а затем и его анализанды. Момент осознания, «ara-переживание», был перенесен «на аналитическую кушетку» и приравнен к внезапному принятию психоаналитического толкования. Испытуемые и пациенты играли для Шекели роль Архимеда. Но вместо того, чтобы вызывать саму «эврику», он упрямо и методично продирался через дебри неизвестного и прослеживал творческие процессы, скрывающиеся за креативностью и научными открытиями. В ранних своих публикациях Шекели исследовал творческие процессы главным образом в рамках гештадьт-теории, но и в тех экспериментальных исследованиях уже проявлялся его зарождающийся интерес к психоанализу.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...