Главный вопрос состоял в том, каким образом при решении проблем проявляются имеющиеся знания или прежние установки. Испытуемые зачастую не знали, как они пришли к решению; но эмоционально были убеждены, что найденное решение было верным. Поэтому Шекели исключил интроспекцию как метод анализа творческих процессов. Он пришел к выводу, что процесс решения проблемы зависит не только от актуальной ситуации, но и от особенностей тех процессов, которые соответствуют пережитым ситуациям в ранних фазах индивидуального развития (Szekely 1950b).

Именно здесь на сцену вышел психоанализ. Он явился не только пригодным инструментом для констатации влияния прежнего опыта, но и способствовал лучшему проникновению в интрапсихические процессы в творческой деятельности. В соответствии с этим для понимания общего процесса восприятия необходимо было учитывать соматические переживания, ощущения и идеомоторные образы. В статье 1962 года Шекели подошел к исследованию мышления с точки зрения психологии развития, изучая то, каким образом переживания после фазы недифференцирован-ности включаются в схему тела и организуются с помощью «архаических смысловых схем», являющихся результатом процессов восприятия и регулирующихся принципом удовольствия. Понимание роли контролируемой регрессии оказалось новым вкладом и в психоанализ, и в исследование творческого мышления: то, что ранее описывалось как когнитивная перестройка, теперь рассматривалось как синтетическая функция Я, подчинявшего себе и «абсорбировавшего» регрессивное содержание представления. Родственные топологические концепции из гештальт-психологии были заменены психоаналитическим топографическим пониманием психического аппарата.

В статье «Творческая пауза» (Szekely 1967) Шекели пояснил свою теорию на примере частного исследования. Речь шла о сфере интуитивного мышления, когда человек обращается к прежним модусам переживания и мышления, чтобы с их помощью прийти к абстрактным представлениям. Примером этого являются когнитивные стратегии перехода от абстрактного к конкретному и наоборот (Szekely 1972).

Столь же интересным оказался вопрос о завершении творческой паузы; здесь выявилось решающее значение интерпретаций аналитика. Направленный взгляд анализируемого человека на его собственную когнитивную деятельность препятствует дальнейшей регрессии и нейтрализует энергию влечения, благодаря чему освобождается путь «к решению проблемы в результате синтетической работы Я» (Szekely 1967).

Тем самым кушетка аналитика стала «ареной», где можно было понять и успешно решить не только эмоциональные проблемы, но и научные вопросы. Значительная часть работы Шекели в этой области затем была опубликована в виде книги . Еще одна интересная статья (Szekely 1971), затрагивающая родственную тему, посвящена постепенному наступлению века машин. Еще древние греки и римляне конструировали машины, главным образом в виде игрушек или для театральных представлений. Основным намерением Шекели было показать роль страха творчества в изменении структур Сверх-Я, сопоставимого с возникающим в период религиозного и морального перелома табу на отклонения от учений и техник мастера-ремесленника. Изменение Сверх-Я позволяет Я контролировать свой страх творчества и направлять его энергию на путь создания технологических новшеств.

В своих сочинениях Шекели занимался и некоторыми другими проблемами, например этологическими и филогенетическими аспектами поведения (Szekely 1954; 1957; 1958); в 1973 году он опубликовал привлекший большое внимание очерк о рассказе Томаса Манна «Смерть в Венеции».

Среди членов общества, приобретших известность благодаря научным публикациям, следует таюке назвать Карла Леше. В начале 50-х годов он покинул свою родину Финляндию, чтобы обучиться в Швеции психоанализу. На своем академическом пути он совершил переход от естественных наук к философии и психологии; кроме того, Леше обучался в двух шведских университетах музыке и провел экспериментальные исследования в этой области. В противоположность своим столь широким научным интересам в других областях, в психоаналитических публикациях он сосредоточился на частном аспекте, а именно на метанауке психоанализа. Эта тема вызвала на многих собраниях общества сильные, хотя зачастую и противоречивые отклики.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...