В 1945 году насчитывалось одиннадцать членов, живших в Париже (в их числе три основателя): Сена, О. Коде, Ж Лакан, Д. Лагаш, Ж. Лёба, С Накт, М. Ревершон-Жуве и М. Шлюмбергер. Столько же членов ППО насчитывало в год своего основания (1926)! Но развитие психоанализа продолжалось и во время оккупации, появились новые аналитики: С. Лебовичи, М. Буве, А. Берж, Ж. Бутонье, М. Бенасси, Ф. Паше, примкнувшие к ним П. Маль и Ф. Дольто, которые еще в 1939 году являлись внештатными членами. В результате число членов общества в 1948 году возросло до 16 человек.

Новый подъем: с 1945 по 60-е годы

После освобождения и реорганизации Парижского психоаналитического общества во французском психоаналитическом движении наступил подъем. Укрепив свои позиции, отныне оно стремилось не столько к тому, чтобы добиться признания со стороны других дисциплин, прежде всего психиатрии, и доказать право на существование, сколько вернуться к своим собственным истокам и тем самым создать более прочную основу для работы.

В новой ситуации уже не требовалось остро полемизировать и обороняться: переосмысление психоанализом собственных проблем создавало условия для более активного внедрения в психиатрию и в интеллектуальные круги. Вплоть до 60-х годов большинство авторов, принадлежавших к этому второму поколению аналитиков, занимались тем, что пытались углубить свое понимание фундаментальной концепции Фрейда и расширить ее клинические и технические возможности. Кроме того, появились и оригинальные работы, например таких авторов, как С. Накт, М. Буве и Д. Лагаш, типичные для образа мышления французских психоаналитиков. Наряду с теоретическими нововведениями появился опыт клинической работы в новых областях, таких, как детский психоанализ, аналитическая психодрама, психосоматическая медицина и психотерапия психотических больных.

В дальнейшем мы остановимся на этих работах более подробно, а пока ограничимся рассмотрением исторического развития французского психоаналитического движения в этот второй период.

С 1946 года Лафорг, которого упрекали в сотрудничестве с оккупационным режимом, практически вышел из общества, тем более что его стиль терапии вызывал резкую критику. До 1953 года он все больше отдалялся от группы, а затем покинул Париж. Проработав несколько лет в Марокко, он вернулся во Францию и осел в Кот д'Азуре, где в 1959 году скончался.

Принцесса Мари Бонапарт ограничила свою аналитическую деятельность, однако вплоть до своей смерти в 1962 году принимала активное участие в научной жизни группы.

Деятельность Лакана из-за кратковременности терапевтических сеансов и своеобразия их проведения вызывала все больше споров.

Такая чреватая конфликтами обстановка обусловила желание реорганизовать «Институт психоанализа», который благодаря великодушной помощи Мари Бонапарт был основан в 1933 году и включал центр для проведения конференций и библиотеку. Предполагалось, что он одновременно будет служить центром обучения психоаналитиков. Между С. Нактом, которому ставили в упрек его главенствующее положение и проекты, разработанные совместно с С. Лебовичи и М. Бенасси, с одной стороны, и группой, в которую входили Д Лагаш, Ж. Бутонье, Ф. Дольто, А. Берж, М. Ревершон-Жуве, а также временно примкнувшие к ним М. Бонапарт и М. Буве — с другой, возникли конфликты, связанные с формой функционирования института и вопросами обучения. К этим конфликтам добавилось беспокойство, вызванное деятельностью Лакана как аналитика.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...