Мастер практики: Саша Накт

Саша Накт примкнул к психоаналитическому движению в 1928 году. Он принадлежит к поколению аналитиков, которым выпала роль организаторов для первых приверженцев психоанализа, создавших в 1926 году Парижское психоаналитическое общество, а также они должны были обеспечить проведение личного анализа для тех, кто хотел к ним присоединиться. После освобождения страны в 1945 году он вдохнул новую жизнь в движение, способствовал созданию Института психоанализа, который и возглавлял с 1953 по 1963 год. С тех пор он проводил ежегодные психоаналитические семинары в рамках курсов повышения квалификации.

Труд Накта, если рассматривать его в зеркале профессионального становления, свидетельствует о его интересе к лечебному воздействию психоанализа, к техническим аспектам и теоретическим подходам, которые бы позволяли сделать анализ наиболее эффективным и завершать его в разумные, с его точки зрения, сроки. В своей работе он основывался на сенситивности и клиническом опыте, которые многим из нас помогли выработать свой собственный стиль и особое чувство такта в аналитических отношениях с пациентом Мы знали Накта не столько благодаря его трудам, сколько благодаря опосредованным контактам в рамках совместного клинического опыта, что соответствовало его убеждению: «Главное в аналитике не то, что он говорит, а то, что он собой представляет».

Однако и трудов у этого автора — начиная с таких, как «Психоанализ психоневрозов и сексуальных нарушений» (Nacht 1935) и «Мазохизм» (Nacht 1938), — было предостаточно. В работе «От практики к психоаналитической теории» (Nacht 1950) Накт рассматривает инстанцию Я, агрессивность, разъясняет технические проблемы и подробно останавливается на вопросах психосоматической медицины. В относительно недавних работах «Современный психоаналитик» (Nacht 1963) и «Лечение с Фрейдом» (Nacht 1971) проявляются все больший интерес Накта к терапевтическим аспектам и его непоколебимая убежденность в том, что у больного животного, коим является человек, существует совершенно неисследованная зона, робкие проявления которой обещают удовлетворение нечто «чисто внутреннее», способное подвести человека «словно к центру самого себя», пробудить в нем потребность в целостности и постоянстве, в слиянии с реальностью, источник которой нам неизвестен». Накт предостерегает нас от отрицания данной потребности, ибо оно может привести аналитика к отходу от позиции, служащей достижению этой цели. Слово означает отдаление от «бессознательной потребности в абсолютном единении». Неправомерные толкования фантазий коллегами, по всей видимости, обусловленные их защитными установками или ожесточенным стремлением доказать психоаналитическую теорию, автор воспринимал как нарушение переноса. «Слова, — пишет он, — кристаллизуют аффекты, которые сами по себе необычайно текучи, и в результате принуждают их застывать в формах, не соответствующих их глубинной природе».

Тот самый Саша Накт, который, по-видимому, разделяет здесь представления Гартманна, Криса и Лёвенштейна об автономии, в 50-е годы был вовлечен в борьбу с этой концепцией, которая, по его мнению, препятствовала правильной оценке конфликтной природы Я и его реальной структуры.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...