Мастер практики: Саша Накт

Саша Накт примкнул к психоаналитическому движению в 1928 году. Он принадлежит к поколению аналитиков, которым выпала роль организаторов для первых приверженцев психоанализа, создавших в 1926 году Парижское психоаналитическое общество, а также они должны были обеспечить проведение личного анализа для тех, кто хотел к ним присоединиться. После освобождения страны в 1945 году он вдохнул новую жизнь в движение, способствовал созданию Института психоанализа, который и возглавлял с 1953 по 1963 год. С тех пор он проводил ежегодные психоаналитические семинары в рамках курсов повышения квалификации.

Труд Накта, если рассматривать его в зеркале профессионального становления, свидетельствует о его интересе к лечебному воздействию психоанализа, к техническим аспектам и теоретическим подходам, которые бы позволяли сделать анализ наиболее эффективным и завершать его в разумные, с его точки зрения, сроки. В своей работе он основывался на сенситивности и клиническом опыте, которые многим из нас помогли выработать свой собственный стиль и особое чувство такта в аналитических отношениях с пациентом Мы знали Накта не столько благодаря его трудам, сколько благодаря опосредованным контактам в рамках совместного клинического опыта, что соответствовало его убеждению: «Главное в аналитике не то, что он говорит, а то, что он собой представляет».

Однако и трудов у этого автора — начиная с таких, как «Психоанализ психоневрозов и сексуальных нарушений» (Nacht 1935) и «Мазохизм» (Nacht 1938), — было предостаточно. В работе «От практики к психоаналитической теории» (Nacht 1950) Накт рассматривает инстанцию Я, агрессивность, разъясняет технические проблемы и подробно останавливается на вопросах психосоматической медицины. В относительно недавних работах «Современный психоаналитик» (Nacht 1963) и «Лечение с Фрейдом» (Nacht 1971) проявляются все больший интерес Накта к терапевтическим аспектам и его непоколебимая убежденность в том, что у больного животного, коим является человек, существует совершенно неисследованная зона, робкие проявления которой обещают удовлетворение нечто «чисто внутреннее», способное подвести человека «словно к центру самого себя», пробудить в нем потребность в целостности и постоянстве, в слиянии с реальностью, источник которой нам неизвестен». Накт предостерегает нас от отрицания данной потребности, ибо оно может привести аналитика к отходу от позиции, служащей достижению этой цели. Слово означает отдаление от «бессознательной потребности в абсолютном единении». Неправомерные толкования фантазий коллегами, по всей видимости, обусловленные их защитными установками или ожесточенным стремлением доказать психоаналитическую теорию, автор воспринимал как нарушение переноса. «Слова, — пишет он, — кристаллизуют аффекты, которые сами по себе необычайно текучи, и в результате принуждают их застывать в формах, не соответствующих их глубинной природе».

Тот самый Саша Накт, который, по-видимому, разделяет здесь представления Гартманна, Криса и Лёвенштейна об автономии, в 50-е годы был вовлечен в борьбу с этой концепцией, которая, по его мнению, препятствовала правильной оценке конфликтной природы Я и его реальной структуры.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...