В этой работе встречаются также места, которые следует понимать в связи с флуктуациями и даже модой, они компенсируются здоровым консерватизмом. Как практик Накт твердо отстаивал наследие Фрейда, на своем опыте вновь повторяя его открытия.

В 1972 году появилась книга Дениз Саада «С. Накт», в которой дается прекрасный обзор его работ, а также рассматриваются направления и теории, которыми он занимался.

Изучение переноса. Дискуссия по поводу Д. Лагаша

На XIV Конгрессе психоаналитиков франкоязычных стран (1 ноября 1951 года, Париж), который впоследствии стал Конгрессом психоаналитиков романоязычных стран, Лагаш выступил с докладом «Проблема переноса», который и поныне остается непревзойденным обзором по истории теории переноса и элементам теории переноса. Здесь проявляются вся строгость, аксиоматическая и методологическая глубина Лагаша, профессора психологии, работавшего сначала в Страсбурге, а затем в Сорбонне.

Центральная гипотеза Лагаша касается функционального значения переноса: переноса функции или переноса смысла; повторение не является первичным, изолированным фактором, «потребностью в повторении» в чистом виде,— оно является функциональным и возникает как форма защиты от аффекта или влечения.

В техническом отношении Лагаш выделяет в интерпретации переноса два момента:

1) динамический момент, показывающий, что происходит здесь и теперь, природу и направление линий напряжения в аналитической ситуации;

2) генетический момент, где интерпретация может показать, какое прошлое актуализируется в реальных отношениях переноса. Этот переход от повторения «здесь и теперь» к воспоминанию о том, что произошло «там и тогда», и составляет цель интерпретации переноса.

«Развитие переноса происходит в результате взаимодействия готовности к переносу с психоаналитическим окружением». В этой теории в соответствии с идеями Иды Мак Альпин, большее значение придается влиянию окружения, однако она не противоречит классическим представлениям о спонтанности переноса.

Автор рассматривает повторение при переносе в контексте эффекта Зейгарник . Детские конфликты можно сравнить с невыполненной задачей; готовность к переносу возникает в результате постоянного напряжения, связанного с вытесненными потребностями и чувствами. Детский опыт долгого «блуждания в потемках» становится причиной нервного срыва и нарциссической обиды. Вытеснение возникает вследствие преобладающей в данный момент защиты со стороны Я, однако отказ не обязательно является полным и окончательным (нарциссическая потребность восстановления при переносе). Он облегчается надеждой на лучший исход и благодаря механизму отсрочки.

На том же упомянутом нами XIV Конгрессе психоаналитиков франкоязычных стран перед М. Шлюмбергером встала непростая задача выступить с клиническим докладом под названием «Изучение переноса в психоаналитической клинике. Введение» (Schlumberger 1956), с которой он справился с высоким душевным подъемом и поэтическими нюансировками.

Он отделил «отыгрывание при переносе» (acting out), возникающее при «неврозах переноса», и перенос как явление, родственное «невротическим симптомам», от «диспозиции к зависимости». В этой диспозиции он усматривал основную характеристику переноса, одновременно направленного на объект и имеющего нарцис-сический компонент (трансформированные во вторичном нарциссизме остатки объектного либидо). Это феноменологическое изложение отличается в структурном аспекте от представлений о переносе как смещении имаго родителей на аналитика, благодаря которому могут вновь проявляться и развиваться инфантильные аффективные отношения и импульсы влечений, которые их катектируют.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...