Автор напомнил о некоторых основных аспектах поведения анализанда в ситуации переноса, которые отмечались французскими авторами: мазохистском (С. Накт), гомосексуальном (Буве) и нарциссическом (Лёба).

В заключение впервые были даны различные рекомендации, касающиеся поведения аналитика, начиная от появления первых признаков переноса до устранения переноса в конце анализа Кроме того, автор уделил внимание техническим приемам, которые с тех пор стали активно применяться французскими психоаналитиками.

В 1959 году в рамках семинара повышения квалификации в докладе на тему «Отражение переноса в сновидениях» М. Шлюмбергер раскрывает отношения между сновидением и неврозом («Невроз — это неудавшееся сновидение») и демонстрирует все особенности переноса, выполняющие функцию сновидения. Последнее благодаря механизмам смещения и искажения особенно пригодно для выражения переживаемого отношения к ана\итику как в настоящем, так и в повторении истории детства

Дискуссия, вызванная публикацией этих докладов, стала во Франции первой попыткой основательного пересмотра фундаментального вопроса о переносе и позволила большинству французских авторов определить свою позицию.

Ц. Паше выразил сожаление, что в работах о переносе недостаточное внимание уделяется влечению к смерти. Рассматривая перенос как функциональное повторение, в этом навязчивом повторении упускают самое главное, а именно автоматизм в полном смысле слова. Интегрировать влечение в систему мотивированного поведения — означает отказаться от этого понятия как такового и заменить психоанализ психологией.

Ж. Лакан распространяет этот процесс психологизации еще дальше. Для него, как и для Бенасси, отношение человека к человеку является приоритетным, стремление человека к признанию со стороны партнера как предварительное условие опыта не может быть его причиной. Психоаналитический опыт не сводится к какой-либо психологии, рассматриваемой как объективация определенных свойств индивида. Человек конституируется через вербальные проявления, при этом одно присутствие психоаналитика, еще до какого-либо вмешательства с его стороны, вводит параметр диалога. Таким образом, психоанализ является диалектическим опытом.

Случай Доры он рассматривал как наглядный пример целого ряда диалектических преобразований, которые совершал сам Фрейд интерпретацией переноса вследствие ограничивающего контрпереноса. Перенос не представляет ничего реального в субъекте, за исключением момента стагнации того способа, которым он организует объекты в диалектическом процессе анализа.

Накт полагает, что причины переноса, по существу, можно свести к проекции потребностей на аналитика, потребностей, которые были или не были удовлетворены ранее, а среди них фундаментальной потребности быть любимым. Абстиненция аналитика позволяет вести поиск замещающего удовлетворения и регрессивных потребностей, которые не только неизбежны, но и обязательны, поскольку они представляют собой объект анализа.

Критическим является момент, когда необходимо отказаться от регрессивного удовлетворения. Это является условием устранения невроза переноса, которое, согласно Накту, требует от аналитика активного изменения аналитической ситуации. С тех пор автор постоянно уточнял эту позицию, которая уже тогда была подтверждена ходом лечения. Он связывал ее с ролью контрпереноса, основываясь на своих представлениях о защищающем эффекте аналитика в отношении страха, переживаемого при переносе наряду с потребностью в любви. Этот эффект зависит не столько от того, что аналитик говорит, сколько от его «присутствия», которое в конце анализа должно заменить классическую проекционную ширму, которая есть не что иное, как пустота, где расцветают фантазии анализанда. «Но если только при переносе побеждает страх, то происходит нейропсихологическое декондиционирование, образующее «соматическую основу контролирующего процесса, который мы рассматриваем как функцию Я». «На протяжении всего лечения процесс постоянных и тонких обратных влияний и реакций такого рода (нейропсихологических), порождаемых образами, которые принимает аналитик в глазах пациента, ведет к тому, что функции Я структурируются по-новому и приобретают необходимую силу». Этот процесс позволяет анализанду «совершить перенос переноса в реальность и, выйдя на уровень зрелых суждений, обходиться теперь без аналитика, то есть здоровым образом устранить свой катексис».

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...