М. Бенасси приводит ряд убедительных доказательств, основанных на экспериментальных психологических работах, и обращает гипотезу Лагаша, пытавшегося использовать эффект Зейгарник для объяснения переноса, в ее противоположность. Согласно М. Бенасси, психоаналитический перенос является объяснением эффекта Зейгарник, а «перенос (результат) в конечном счете зависит от контрпереноса» (неосознаваемых сторон личности экспериментатора).

В 1959 году на конференции, посвященной теории переноса, Бенасси представил свою концепцию, основанную на экспериментальной психологии. Он с сожалением констатировал, что явление переноса «нельзя непосредственно включить в биологическую теорию, как говорил Фрейд» (он напомнил, что психологическая концепция Фрейда была инспирирована нейрофизиологией — идеями школы Гельмгольца ). Он утверждает, что перенос не имеет собственного объяснения, а объясняется в рамках общепринятых теорий (как продукт диспозиции к переносу, как продукт навязчивого повторения и т.д.). Таким образом, любая теория переноса меняется вследствие контрпереноса, то есть в зависимости от того, как аналитик понимает свои собственные аналитические действия, зависящие от того, каких больных он лечит (психотиков, детей или невротиков). Вместе с Цетцель он выделяет две основные тенденции: во-первых, акцентирование на анализе Я, сопротивления, защитных механизмов и, во-вторых, преимущественный анализ объектных отношений.

Кроме того, в 1954 году в рамках коллоквиума, организованного Фондом Зин-гера-Полиньяка, Бенасси выступил с докладом «Интерпретация психоаналитической теории влечений», в котором продемонстрировал соответствие по всем пунктам между нейропсихологической моделью теории инстинктов Тинбергена и классической психоаналитической моделью. Не ставя под сомнение свою фундаментальную теорию, он попытался разрешить некоторые противоречия, связанные с «имплицитно-интуитивной» основой психоаналитической модели, уязвимой с научных позиций. Он показал, что субъективные и объективные феномены являются двумя аспектами одной и той же реальности.

Исходя из противоположности «активность/пассивность», Бенасси постулирует две системы: воздействующую и рецептивную — и приписывает им соответственно гипотетическое деструктивное влечение (активный элемент, воздействие) и гипотетическое эротическое влечение (пассивный элемент, рецепция).

Он рассматривает такую интерпретацию психоаналитической теории влечений как эквивалент интерпретации психоаналитической теории поведения. В отличие от других возможных моделей, например философских, экзистенциалистских или лингвистических, которые, как и классическая теоретическая модель, являются гомогенными и, следовательно, опираются на интуитивный опыт, предложенная ре-дуктивная нейрофизиологическая модель, по мнению автора, показывает, что психоаналитический опыт не находится в противоречии с объективной наукой.

С. Лебовичи выступил с докладом, посвященным проблеме переноса в детском психоанализе. Он говорил о существовании невроза переноса, который легче распознать по завершении латентного периода. Он подчеркнул также важность контрпереноса для понимания переноса. Интерпретировать можно только очевидные отношения переноса в ситуации «здесь и теперь». «Не имеет значения, пришел ли ребенок к генетическому пониманию истолкованных отношений; важно лишь то, что эти отношения становятся действенными в неврозе переноса». И наоборот, при объяснении переноса нельзя претендовать на реконструкцию прошлого. Психоаналитический метод является негенетическим, неисторическим. Тот факт, что устранение невроза переноса длится гораздо дольше, чем принято считать, слркит автору аргументом в подтверждение того, что при лечении детей необязательно проводить психоаналитические сеансы очень часто. Наконец, в магической ценности аналитической ситуации для ребенка и в ограниченной роли речевой коммуникации по сравнению с другими факторами автор видит подтверждение выводов Иды Мак Альпин о значении психоаналитической атмосферы для возникновения переноса.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...