М. Бенасси приводит ряд убедительных доказательств, основанных на экспериментальных психологических работах, и обращает гипотезу Лагаша, пытавшегося использовать эффект Зейгарник для объяснения переноса, в ее противоположность. Согласно М. Бенасси, психоаналитический перенос является объяснением эффекта Зейгарник, а «перенос (результат) в конечном счете зависит от контрпереноса» (неосознаваемых сторон личности экспериментатора).

В 1959 году на конференции, посвященной теории переноса, Бенасси представил свою концепцию, основанную на экспериментальной психологии. Он с сожалением констатировал, что явление переноса «нельзя непосредственно включить в биологическую теорию, как говорил Фрейд» (он напомнил, что психологическая концепция Фрейда была инспирирована нейрофизиологией — идеями школы Гельмгольца ). Он утверждает, что перенос не имеет собственного объяснения, а объясняется в рамках общепринятых теорий (как продукт диспозиции к переносу, как продукт навязчивого повторения и т.д.). Таким образом, любая теория переноса меняется вследствие контрпереноса, то есть в зависимости от того, как аналитик понимает свои собственные аналитические действия, зависящие от того, каких больных он лечит (психотиков, детей или невротиков). Вместе с Цетцель он выделяет две основные тенденции: во-первых, акцентирование на анализе Я, сопротивления, защитных механизмов и, во-вторых, преимущественный анализ объектных отношений.

Кроме того, в 1954 году в рамках коллоквиума, организованного Фондом Зин-гера-Полиньяка, Бенасси выступил с докладом «Интерпретация психоаналитической теории влечений», в котором продемонстрировал соответствие по всем пунктам между нейропсихологической моделью теории инстинктов Тинбергена и классической психоаналитической моделью. Не ставя под сомнение свою фундаментальную теорию, он попытался разрешить некоторые противоречия, связанные с «имплицитно-интуитивной» основой психоаналитической модели, уязвимой с научных позиций. Он показал, что субъективные и объективные феномены являются двумя аспектами одной и той же реальности.

Исходя из противоположности «активность/пассивность», Бенасси постулирует две системы: воздействующую и рецептивную — и приписывает им соответственно гипотетическое деструктивное влечение (активный элемент, воздействие) и гипотетическое эротическое влечение (пассивный элемент, рецепция).

Он рассматривает такую интерпретацию психоаналитической теории влечений как эквивалент интерпретации психоаналитической теории поведения. В отличие от других возможных моделей, например философских, экзистенциалистских или лингвистических, которые, как и классическая теоретическая модель, являются гомогенными и, следовательно, опираются на интуитивный опыт, предложенная ре-дуктивная нейрофизиологическая модель, по мнению автора, показывает, что психоаналитический опыт не находится в противоречии с объективной наукой.

С. Лебовичи выступил с докладом, посвященным проблеме переноса в детском психоанализе. Он говорил о существовании невроза переноса, который легче распознать по завершении латентного периода. Он подчеркнул также важность контрпереноса для понимания переноса. Интерпретировать можно только очевидные отношения переноса в ситуации «здесь и теперь». «Не имеет значения, пришел ли ребенок к генетическому пониманию истолкованных отношений; важно лишь то, что эти отношения становятся действенными в неврозе переноса». И наоборот, при объяснении переноса нельзя претендовать на реконструкцию прошлого. Психоаналитический метод является негенетическим, неисторическим. Тот факт, что устранение невроза переноса длится гораздо дольше, чем принято считать, слркит автору аргументом в подтверждение того, что при лечении детей необязательно проводить психоаналитические сеансы очень часто. Наконец, в магической ценности аналитической ситуации для ребенка и в ограниченной роли речевой коммуникации по сравнению с другими факторами автор видит подтверждение выводов Иды Мак Альпин о значении психоаналитической атмосферы для возникновения переноса.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...