Несколькими годами позже (1959) на одном из семинаров по повышению квалификации М. Буве ознакомил аудиторию с важными аспектами сопротивления при переносе, противопоставив их позитивным функциям переноса, традиционно считающимся основной движущей силой лечения. В продолжение работ Федерна он противопоставил сопротивление переносу и сопротивление при переносе.

Рене Лафорг полагает, что реакции переноса имеют следующие исходные пункты: Я и подготовительная работа, которую он считает отличительной чертой психоаналитического лечения, а таюке Сверх-Я, враждебно противостоящее развитию Я, «психологическими механизмами» которого занимается психоаналитик, раскрывая их один за другим, чтобы выяснить их историю. По его мнению, анализ переноса ведет к тому, что Сверх-Я анализанда перенимает содержание Я или Сверх-Я аналитика и определенным образом формируется заново по его образцу. Исходя из этого спорного тезиса об идентификации анализанда с аналитиком, в качестве причины конфликтов в аналитических кругах того времени, когда он сам находился в центре этих конфликтов, Лафорг парадоксальным образом (или как раз именно поэтому) обвиняет Сверх-Я недостаточно проанализированных аналитиков.

A. Core в своих «Вводных замечаниях к коллоквиуму по проблемам контрпереноса» (Sauguet 1959) суммирует все трудности, чтобы определить понятие контрпереноса в свете усилий аналитика, направленных на преодоление своего собственного сопротивления и первоначального сопротивления, характерного для раскрытия переноса. Этим объясняется сходство различных определений контрпереноса, независимо от того, идет ли речь об узко понимаемом термине (контрперенос как «реактивация бессознательных чувств аналитика») или о более широкой концепции «поведения аналитика в целом» в понимании Накта, которое было заимствовано Core. Контрперенос характеризуется всем, что думает, чувствует и иногда отыгрывает в аналитической ситуации аналитик в связи со своим пациентом в ответ на то, что думает, чувствует и отыгрывает движимый переносом пациент. Между тем техника использования контрпереноса получила значительное развитие и тем самым позволяет избежать подводных камней бесконечного анализа.

Core напомнил о концепциях других французских авторов, в частности Буве, который в качестве «идеального контрпереноса» рассматривает рекомендованный Фрейдом полный нейтралитет, а также делает акцент на «устойчивости» к соблазнам и угрозам

Накт подчеркивает необходимость проявления доброты и открытости как элементов подлинной любви к человеку. Дебовичи придерживается признанных Нактом квалификаций и настаивает на «базисной установке», которая для хода лечения важнее, чем прикладные принципы. По его мнению, различие между учебным и терапевтическим анализом является следствием недостаточного ограничения нарциссических потребностей аналитика (всемогущества, желания лечить, интеллектуализации).

Проблеме человеческих качеств аналитика посвящено исследование Ноде «Ценности, привносимые в психоаналитическое лечение» (Nodet 1958).

Сенту (Shentoub 1972) полагает, что открытость делает аналитика менее уязвимым и защищает его от собственных агрессивных реакций по отношению к пациенту.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...