Согласно Д. Анцьё (Anzieu 1970), правильная интерпретация возвращает удовольствие, переживаемое ребенком, когда благодаря символическому действию он вновь обретает утраченный объект, например через объект, связанный с кормлением грудью. Основываясь на этой идее, Анцьё приходит к утверждению о реци-прокных идентификациях аналитика и анализанда, восстановлении и двусторонней восприимчивости. В концепции Фрейда акцент делается на преодолении страха кастрации благодаря становящейся вновь доступной энергии влечений, включая «подтверждение неудовольствия» (Ференци). Если этот процесс неосуществим, человек остается в области избегания потери через регрессию к отношениям, инкорпорирующим объект, где «быть» и «иметь» выступают не в значении независимости, а в значении «крипты» в понимании Н. Абрахама и М. Торока (Abraham, Torok 1972). В этом случае субъект должен посвятить себя требуемым отношениям, которые поддерживает с ним инкорпорированный объект.

Прежде всего в интерпретации необходимо связать репрезентант и аффект, устранить разрыв, парализующий влечения или ведущий к задержкам развития, симптомам или страхам. Р. Мажор пишет о том, как «символическая связь», возникающая при интерпретации, создает условия для «нарциссического обретения себя», когда человек сам восстанавливает связь между своими высказываниями, своей фантазией и своими симптомами.

Что касается символической связи, то необходимо сказать: как ни трудно следовать Лакану в его идее о том, что бессознательное структурировано как речь, все-таки именно высказанное анализандом, то есть его речь, и является единственно тем (если максимально исключить все остальные параметры), с чем сталкивается аналитик; при этом имеется в виду аффективная речь. Это соответствует представлениям маленького мальчика, что человек имеет обыкновение выражать все с помощью речи.

Таким образом, мы могли бы с успехом заменить формулировку на противоположную и сказать, что бессознательное, если оно больше не является бессознательным, доступно нам в ситуации терапии и даже при самоанализе только посредством речи. Речь — это больше, чем средство коммуникации; она служит проводником тела, внешнего мира, воображения, сигнификаты и символы получают в ней реальное выражение.

Собственное направление: Жак Лакан

Влияние идей Лакана, о которых мы собираемся здесь рассказать, распространяется далеко за пределы психоанализа О его концепции «стадии зеркала» впервые услышали в 1936 году на конгрессе в Мариенбаде, в 1949 году она уже была представлена в своем окончательном варианте на конгрессе в Цюрихе. В ней говорится о важности зеркальных образов для формирования Я, каким оно предстает нам в психоанализе.

Его радикальная критика картезианского «cogito» сводится к тому, что не человек создает реестр сигнификантов, а наоборот, он сам создается ими. Человек децен-трирован по отношению к миру, который превосходит его и от него ускользает. Следующим тезисом о том, что нечто «говорит» в человеке и что «бессознательное есть дискурс другого» делается шаг от организации воображаемого к организации символического.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...