Согласно Д. Анцьё (Anzieu 1970), правильная интерпретация возвращает удовольствие, переживаемое ребенком, когда благодаря символическому действию он вновь обретает утраченный объект, например через объект, связанный с кормлением грудью. Основываясь на этой идее, Анцьё приходит к утверждению о реци-прокных идентификациях аналитика и анализанда, восстановлении и двусторонней восприимчивости. В концепции Фрейда акцент делается на преодолении страха кастрации благодаря становящейся вновь доступной энергии влечений, включая «подтверждение неудовольствия» (Ференци). Если этот процесс неосуществим, человек остается в области избегания потери через регрессию к отношениям, инкорпорирующим объект, где «быть» и «иметь» выступают не в значении независимости, а в значении «крипты» в понимании Н. Абрахама и М. Торока (Abraham, Torok 1972). В этом случае субъект должен посвятить себя требуемым отношениям, которые поддерживает с ним инкорпорированный объект.

Прежде всего в интерпретации необходимо связать репрезентант и аффект, устранить разрыв, парализующий влечения или ведущий к задержкам развития, симптомам или страхам. Р. Мажор пишет о том, как «символическая связь», возникающая при интерпретации, создает условия для «нарциссического обретения себя», когда человек сам восстанавливает связь между своими высказываниями, своей фантазией и своими симптомами.

Что касается символической связи, то необходимо сказать: как ни трудно следовать Лакану в его идее о том, что бессознательное структурировано как речь, все-таки именно высказанное анализандом, то есть его речь, и является единственно тем (если максимально исключить все остальные параметры), с чем сталкивается аналитик; при этом имеется в виду аффективная речь. Это соответствует представлениям маленького мальчика, что человек имеет обыкновение выражать все с помощью речи.

Таким образом, мы могли бы с успехом заменить формулировку на противоположную и сказать, что бессознательное, если оно больше не является бессознательным, доступно нам в ситуации терапии и даже при самоанализе только посредством речи. Речь — это больше, чем средство коммуникации; она служит проводником тела, внешнего мира, воображения, сигнификаты и символы получают в ней реальное выражение.

Собственное направление: Жак Лакан

Влияние идей Лакана, о которых мы собираемся здесь рассказать, распространяется далеко за пределы психоанализа О его концепции «стадии зеркала» впервые услышали в 1936 году на конгрессе в Мариенбаде, в 1949 году она уже была представлена в своем окончательном варианте на конгрессе в Цюрихе. В ней говорится о важности зеркальных образов для формирования Я, каким оно предстает нам в психоанализе.

Его радикальная критика картезианского «cogito» сводится к тому, что не человек создает реестр сигнификантов, а наоборот, он сам создается ими. Человек децен-трирован по отношению к миру, который превосходит его и от него ускользает. Следующим тезисом о том, что нечто «говорит» в человеке и что «бессознательное есть дискурс другого» делается шаг от организации воображаемого к организации символического.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...