Всемогущество и господство сигнификантов над субъектом, который их выражает, Лакан выводит из того факта, что бессознательное структурировано как речь и что символический материал, скрытый в бессознательном, подчиняется здесь тем же законам, которые открываются при изучении внешней речи. Первая сеть сигнификантов соответствует синхронной структуре речевого материала, поскольку каждый элемент функционирует благодаря своему отличию от другого. Но сигнификант — это только символ чего-то отсутствующего, причем сам символ выступает как уничтожение вещи. Следовательно, существует вторая сеть — сеть сигнификатов.

Тем самым Лакан критикует то, что представляется ему как упразднение вербальной категории, образующей фундамент психоаналитического лечения, и в противоположность этому «опошлению психоаналитической теории» призывает вернуться к Фрейду. Он категорически выступает за возвращение аналитического опыта к слову и речи как к его первооснове. Он подчеркивает, что описанные Фрейдом механизмы, в сущности, отображают риторику бессознательного, при этом двумя важнейшими формами являются метафора (вытеснение) и метонимия (смещение). Лакан отстаивает идею существования изначального сигнификанта, фаллоса, представление о том, что структура бессознательного подобна структуре речи, а его содержание представляет собой дискурс другого. Пожалуй, чтобы раскрыть бессознательное — эту скрытую и непонятую речь, — необходим аналитик: дискурс субъекта всегда основывается на дискурсе с другим. Человеческая речь образует коммуникацию, в которой отправителю возвращается от получателя его собственное сообщение в измененной форме.

Стремясь заново вернуть теорию Фрейда к ее основам, Лакан делает объектом аналитического исследования вожделение и пытается понять вожделение (желание) через сравнение с потребностью и притязанием (требованием) (см. статью А. Грина в т. II).

В отличие от потребности вожделение никогда не удовлетворяется с приобретением объекта. Оно не является просто апелляцией одного человека к другому, не является просто призывом к любви, как в случае притязания. Отличительная особенность вожделения состоит в том, что оно коренится в воображении субъекта. Оно представляет собой желание человека быть желаемым другим, желание признания другим своего собственного вожделения, при этом его фундаментальным сигнификатом и объектом остается «фаллос». Этот тезис был продемонстрирован П. Ола-нье-Касториадис на перверсных структурах.

Процесс обновления психоанализа после Второй мировой войны и вплоть до последнего времени сопровождался во Франции бурной и постоянной полемикой вокруг Лакана, чему способствовали различные факторы, среди которых немаловажную роль, безусловно, сыграли его личность, стиль и своеобразная манера преподавания. Возникавшее напряжение стало причиной двух уже упомянутых нами расколов в 1953 и в 1963 годах. По-видимому, вначале они были вызваны прежде всего различиями во взглядах по поводу проведения лечения, а не теоретическими разногласиями, как утверждают сейчас. Ведь в любом психоаналитическом обществе могут быть члены, по-разному понимающие различные аспекты теории Фрейда.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...