Как бы ни относились к ортодоксии лакановского «возврата к Фрейду», он оказывал стимулирующее воздействие на французских аналитиков широтой своей критики и направленностью собственных исследований. Кроме того, он резко отвергал всякого рода психологические теории, стремившиеся перетянуть психоанализ на свою сторону: бихевиоризм, динамическую психиатрию (Массерман), психологию Я (Гартманн) и американский неопсихоанализ (Фромм, Хорни, Салливен).

Аналогичным образом, будучи порой излишне резким в своих суждениях, он способствовал тому, чтобы «расставить по своим местам» труды великих пионеров психоанализа — тенденцию Ференци к «биологизму», тенденцию Джонса к «феноме-нологизму», концепции фантазий и интернализированных объектов Мелани Кляйн или теорию «объектных отношений», разрабатывавшуюся во Франции Морисом Буве. Вся его педагогическая деятельность определялась жестким противоборством с теми аналитиками, которые, по его мнению, переняли не столько дух, сколько букву фрейдовских открытий, с аналитиками, относившимися в основном к группе, не признавшей его!

Труды Лакана отличаются оригинальностью среди работ французских авторов благодаря особому значению, которое придается «слову как месту аналитической истины». Многие его работы сложны для понимания, поскольку автор намеренно придал им эзотерический характер, причем не в содержании, а в форме изложения. Читатель согласится, что здесь на первый взгляд речь идет о «непрозрачности» самого бессознательного, смысл которого не может быть непосредственно данным. Этот факт автор намеренно учитывает в своей речи.

Эзотерика сочинений Ж. Лакана, без сомнения, явилась одной из причин фанатизма его последователей — подлинного социологического феномена во французской университетской среде в последние два десятилетия, приведшего к разделению на «лаканианцев» и «нелаканианцев». Из тех, кто попадал на его семинары, лишь немногие, да и то в ограниченной мере, действительно были знакомы с трудами Фрейда. «Сколько людей искали прежде всего чего-то необычного?» — спрашивал себя Ж М. Пальмье, — «Нужно также понимать, что в опорочившем себя феномене "лака-нианства" имеется нечто напоминающее "старого мага", однажды победившего Ницше в Рихарде Вагнере; несомненно, Лакан тоже в некотором смысле способствовал нездоровым тенденциям нашего времени, хотя это и не было его умыслом».

Аудитория Ж Лакана, вначале ограничивавшаяся персоналом больницы «Сент-Анн», стала по-настоящему широкой только после опубликования «Трудов» (1966). «Труды», отображающие прежде всего основные воззрения автора, вызвали многочисленные споры между его приверженцами, противниками (а также бывшими приверженцами, которые стали противниками), а потому можно сказать: «"Труды" позволяют проследить за прогрессирующим разрушением синтаксических правил лакановской речи . Стадия зеркала есть иллюзия. Ортодоксия Лакана — миф, нет ничего более далекого от истины идей Фрейда » (Д Анцьё).

Даже в самой «Школе Фрейда» интерпретации концепций Лакана отличаются друг от друга, это подтверждают более поздние теоретические работы таких авторов, как Оланье-Касториадис, Ланг, Лапланш, Леклер, Перье, Понталис и Росолато.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...