Еще в 1960 году К. Стейн задавался вопросом, возможно ли, применяя в психоанализе лингвистическую модель, прийти к большему, чем поверхностные аспекты бессознательного, как его представлял себе Фрейд. А. Грин высказал замечание по поводу использования текстов Фрейда, датированных 1915 годом (первая топическая модель), посвященных вопросам метапсихологии, в которых не могли быть учтены изменения, сделанные в более поздних текстах. В своей работе «Аффект» (Green 1970) он критически высказывается по поводу недооценки аффектов и акцентировании внимания на репрезентации влечений в теории Лакана. С. Леклер и Ж. Лапланш, долгое время являвшиеся поЬорниками лингвистической интерпретации фрейдовской теории бессознательного, отошли от своих первоначальных воззрений (см. послесловие 1965 года к их докладу о бессознательном на 6-м коллоквиуме в Бон-невале, 1960).

В частности, Лапланш высказывает свои сомнения в правомерности непосредственного сведения лингвистических операций к бессознательным процессам.

Как же сегодня обстоят дела с предпринятой Лаканом попыткой «вернуться к Фрейду» и быть верным духу его учения, которая должна была еще раз проверить положения психоанализа и обеспечить развитие его концепций, чтобы избежать «изоляции в мире, в котором он существует»? В анонимных статьях в журнале «Scilicet» Лакан в последнее время, похоже, стал признавать свое поражение и занимать более умеренную позицию, чтобы в будущем обеспечить больший успех в распространении своей теории.

Защитники теории Фрейда: Франсис Паше

Позицию Франсиса Паше можно охарактеризовать как позицию бдительного стража, который, по его собственным словам, «с педантичной преданностью» отстаивает теорию Фрейда как вне, так и внутри психоанализа. Он постоянно изобличал попытки «искажения духа учения Фрейда», которые он, например, усматривал в «использовании Фрейда с целью опровержения субъективизма в метафизике или с целью защиты и иллюстрации детерминизма или появившихся в последнее время децентрированного неоидеализма и структурального позитивизма». Столь же решительно он противостоял и новой тенденции рассматривать психоанализ как адаптационный инструмент современного общества; эта критика была связана с отвержением им гартманновской «психологии Я». Паше выступал против фетишизации одной из частей фрейдовского наследия в ущерб целостной теории, которая таким образом ставилась под сомнение. Равным образом он пытался очертить границы фрейдовской терапии.

Паше критиковал злоупотребление психоанализом, когда он «изображается исчерпывающей силой, способной объяснить действительность во всей ее совокупности и ниспровергающей все моральные, этические и научные ценности: свободу, оригинальность и значение личности». Он писал: «Я считаю, что такое использование психоаналитической теории относится к интеллектуальному терроризму».

То, что любое действие, любое слово, любую мысль, любой труд можно попытаться интерпретировать, еще не значит, что они разлагаются без остатка. «Не все можно расшифровать через концептуальную сетку», — таково его глубокое убеждение. Можно либо не допускать существования подобного остатка, либо надеяться, что он все-таки есть, если исходить из другого способа рассмотрения (метафизики).

Страницы: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...