Для Паше важно не пренебрегать постулатом об извечности конфликта влечений, добиться признания истинности системы Фрейда во всей ее совокупности, равно как и существования у человека «потустороннего мира», недоступного для психоаналитического исследования. Такая позиция, то есть признание недосягаемости метафизической сферы для психоаналитического исследования, возможно, покажется непоследовательной, если учесть острую критику автором концепции Гартманна об автономной бесконфликтной сфере Я и герменевтики Поля Рикёра и его религиозных целевых установок.

Объект попадает в пространство психического тела. Структура этого пространства определяется противоречивыми и сложными тенденциями двух инстинктов: эроса и влечения к смерти. Среди французских авторов Паше, безусловно, является самым последовательным защитником гипотезы Фрейда о дуальности влечений. Он разъясняет свою позицию по отношению к структурализму и лаканианству: «Нам недостает синхронии. К душевной жизни нельзя подходить как к организации сродства, выбранной за ее постоянство (К. Леви-Стросс), или как к способу мышления некой эпохи, способу мышления, не признающему генез и развитие (М. Фуко)».

«Для нас важна "диахрония". Она не является ни временем обратной связи, приводящей к restitutio ad integrum системы, ни временем Гегеля, начало которого означает начало становления существа, а конец — его завершенность. "Диахрония" — это индивидуальное время, необратимое, несмотря на повторение, время движения вперед и возможных изменений, которые для каждого человека начинаются и прекращаются с ним самим».

Вследствие этого в анализе не может быть преобразования структуры в современном понимании этого термина, поскольку структура подчиняется смыслу. Поэтому «современная догма о том, что структура есть сущность самой психики и, так сказать, ее истина, является ложной».

Константность общей энергии, то есть количественный фактор, определяет тот факт, что любое изменение в психике является качественным. Значение одного из элементов этого энергетического целого нельзя отделять от степени его катексиса. Поэтому невозможно отказаться от экономического подхода и рассматривать психическую реальность лишь как процесс, как это делает «лакановский структурализм». Энергия также связана со структурой: влечение к смерти разделяет ее, а эрос снова ее объединяет. В этом отношении основополагающей является работа Франсиса Паше «Антинарциссизм» (см. также статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше в т. I).

Нарциссизм: Бела Грунбергер

Бела Грунбергер поставил своей задачей исследовать причины нарциссизма, понятие которого было введено Фрейдом в 1914 году и может расцениваться как дополнение к концепции объектных отношений. Психоаналитическое понимание концепции нарциссизма, которая, по мнению Грунбергера, является редуктивной, содержит в себе представление о нарциссической обиде. Речь идет о возникновении чувства вины, поскольку человек полагает, что должен стыдиться своего нарциссического чувства всемогущества.

Грунбергер изучает антагонизм между сферой влечений и нарциссической сферой и говорит о ностальгии «по нарциссической асексуальной вселенной», где нет напряжения, порождаемого влечениями. Это стремление лежит в основе формирования Сверх-Я, которое ребенок защищает от утраты чувства собственной ценности, грозящей ему в противном случае ощущением своего бессилия. Нарциссическая травма утраты чувства всемогущества в дальнейшем сменяется запретом инцеста. Неотения и создает это спасительное табу. Отныне связанное с влечениями чувство вины защищает от чувства стыда, порождаемого нарциссической обидой.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...