Проекция желания всемогущества (Я-идеал) должна представлять собой барьер, защищающий от разрушительных и неизбежных конфликтов влечений; точно так же обстоит дело и с примитивной фантазией о нарциссической триаде или фантазией о божественном ребенке — противоположностью фантазии о первичной сцене, которую не допускает ребенок. Функция идеализированных образов заключается в освобождении от жизни влечений. Не получая достаточной поддержки от матери, они становятся опасными, поскольку приводят к недостижимой проекции, и субъект вовлекается в невыносимое противостояние с самим собой. Отталкиваясь от идей Фрейда, автор предполагает, что при депрессии тень Я падает на объект, поскольку тень объекта падает на Я. Стыд, который испытывает Я перед своим идеалом, есть инверсия того возвышающего счастья, которое знает ребенок, когда любовь одного из родителей повышает ценность удовлетворения его влечений. Таким образом, Грунбергер вводит четкое разделение: «Сверх-Я —■ это Библия, а нарциссизм — это Бог, Всемогущий», то есть притязание анализанда, возводящего нарциссизм в ранг автономной психической инстанции. Главной является способность к действию, само действие служит лишь для того, чтобы приводить доказательства. В известном смысле нарциссизм предшествует Я: вначале все либидо фактически является нарциссическим, это либидо формирует Я-идеал, которое функционирует, обратившись одной своей стороной к Я, а другой содействуя нарциссическому удовлетворению. Для обозначения данной нарциссической инстанции Грунбергер вводит понятие «Самость» (soi), которое имеет тот же ранг, что и Оно, Я и Сверх-Я. Эта «Самость» находит своих союзников скорее в оральных компонентах влечений Я, чем в более поздних. Но и анальная составляющая обеспечивает автономный антиинстинктивный компонент в той мере, в какой в ней выражен энергетический аспект, то есть происходит испытание силы с объектом в ущерб другим ценностям. Другими словами: нарциссический параметр сдерживает жизнь влечений субъекта, которые не поддерживаются извне, а потому родители должны подвести ребенка к восприятию его собственных влечений. Разумеется, если акцент ставится на анальном удерживании доступного выделению объекта, который одновременно является нарциссическим и объектным, то мы подходим ко второму противоречию (помимо противоречия между нарциссизмом и жизнью влечений), противоречию, характерному для анальности в силу присущего ей антиинстинктивного и антиобъектного параметра (Грунбергер подчеркивает «эту одномерность вселенной анальной стадии»).

Не является ли в этих условиях нарциссизм скорее инстанцией, витальным фактором целостности, который обнаруживается на любой стадии развития?

Описание нарциссической интегрированности во всех ее формах было бы описанием фаллоса, фаллического имаго с той оговоркой, что фаллос и кастрация являются понятиями, обозначающими не действия или состояния, а различные аспекты функции. Этот образ в известной степени является выражением удачного соединения инстинктивного акта, позволяющего снять напряжение, и нарциссического катексиса этого акта, то есть его значения в любви к себе: таким образом идея интегрированности Я связываются с идеей интегрированности органа копуляции и наоборот. Грунбергер предлагает оставить термин «пенис» для инстинктивного фактора, а термин «фаллос» для нарциссического фактора совершенства (см. также статью Й. Шторка в этом томе).

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...