Прежде чем остановиться на работах Грунбергера об аналитическом процессе и перейти к обсуждению точек зрения других авторов, мы хотели бы подчеркнуть новаторское значение этих трудов, посвященных проблеме нарциссизма. И все же возведение нарциссизма в ранг еще одной инстанции скорее вредит работе, тем более что описание нарциссизма у Грунбергера совпадает с описанием самой жизни, а потому говорить о его автономии еще сложнее, чем об автономии других инстанций. Эти же замечания можно отнести и к работе Ж. Шассеге-Смиргель «Заметки о Я-идеале» (Schasseguet-Smirgel 1973), где автор исходит из подобного определения нарциссизма. На наш взгляд, непрерывность и временной аспект скорее характеризуют нарциссизм, которому ошибочно приписывается универсальность; в этом смысле его трудно классифицировать в рамках топического подхода.

Познакомиться со многими другими теориями нарциссизма можно по материалам коллоквиума, посвященного этой теме («Revue Franзaise de Psychanalyse», 29, 1965, 5—6), и отраженного в статьях Д. Брауншвейга, С. Лебовичи, М. Ренара, Ф. Паше, П. Люке, М. Бенасси, М. Фэна, П. Марти.

Аналитический процесс: новые исследования

С 1956 года Грунбергер занимался глубинным специфическим процессом, который подчиняется собственным силовым линиям независимо от конфликтов и построения аналитических понятий. Он напоминает о том, что Бодуэн делал различие между аналитическими формами переноса — репродукцией пережитого, аналитическими отношениями и отношениями в начале лечения. Человек решается на психоаналитическое лечение в надежде достичь идеала совершенства, без этого заново пережить конфликт было бы для него невыносимым Нарциссический порыв был бы бесконфликтным и доамбивалентным, а фаллос (как символ активности), когда он принимает прежде всего нарциссические, не отягощенные чувством вины значения, сделал бы доступным ощущение полноты бытия. Аналитический процесс представляет собой диалектическое движение «подлинной автономии пениса-фаллоса». Если понятие нарциссического совершенства репрезентируется через фаллос, то оно реализуется в единстве формы и содержания. Оно специфическим образом проявляется на каждой стадии развития и обеспечивает возможность свободной регрессии, важность которой отмечал еще Ференци.

Аналитический процесс осуществляется через нарциссическую регрессию и функционирует посредством высвобожденной им энергии. Фрустрирующим анализ оказывается только там, где речь идет о влечениях, но не там, где речь идет о нарциссизме. Поскольку последний преобладает над удовлетворением влечений, настоящей целью лечения является восстановление его интегрированности. В ходе лечения невротик получает возможность заново пройти развитие от галлюцинаторного удовлетворения желаний до овладения объектом, «объектализации» нарциссизма или «нарциссизации» объектных отношений.

Этот процесс созревания влечений происходит при посредничестве аналитика как «имаго для всего», а невроз переноса обеспечивает равновесие между периодом, когда Самость усиливается за счет Я, и противоположным периодом, приводя к «оптимальному единению личности». Сила Я предполагает, таким образом, теснейшее взаимодействие между нарциссизмом и Оно. Добавим тенденцию Грунбергера: стремление использовать концепты, способные опираться на независимую от исторических факторов генетику, в чем некоторые будут усматривать угрозу психоаналитической типологии, но которые, пожалуй, позволяют избежать риска проекции на пациента раскрытого психоаналитиком романа.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...