Два аспекта такого понимания процесса, нарциссическая инстанция, «Самость», и неисторичность, подводят нас к рассмотрению совершенно иного во многих отношениях подхода, изложенного Ж. Кестембергом и Э. Кестемберг в работе «К вопросу о генетических перспективах психоанализа» (Kestemberg, Kestemberg 1965). Эти авторы выдвигают гипотезу о Самости как центральном аспекте отношений в рамках первичного нарциссизма, который в течение всего периода развития проявляется в аутоэротизме и эротическом поведении. Речь идет об «удовольствии от деятельности», о котором позволяет говорить изучение форм гедонистической активности, не сопровождающейся конфликтами и не выступающей в качестве эротизированной защиты . Следовательно, эта «Самость» берет на себя роль своего рода инстанции и ядра телесного Я. Таким образом, очередность должна быть следующей: Оно, Самость, Я, Сверх-Я; при этом первичный аутоэротизм накладывает отпечаток на весь период развития, проявляясь в различных конфликтах.

Когда авторы отстаивают необходимость использования генетического подхода и придерживаются позиции историчности, то это, несомненно, происходит вопреки интерпретациям, относящимся исключительно к теоретическим формам организации: либо абстрактно в аспекте индивидуальной драматики, либо, наоборот, в аспекте характерных эпизодов из жизни. Речь идет о том, чтобы не игнорировать целиком особенность объекта в историчности организации пережитого, раннего объекта в жизни индивида и в отношениях, которые сформировались задолго до того, как были реально пережиты. Предобъектное переживание подготавливает формирование Я и фантазий. Авторы делают акцент на временных аспектах, которые игнорируются в концепции Мелани Кляйн. Они подчеркивают важность аффективных аспектов, которыми отчасти под влиянием выдающихся исследований Пиаже пренебрегают в пользу когнитивных.

Генетическая ориентация авторов, противопоставленная структурному психоанализу Криса, Гартманна и Лёвенштейна, вызвала возражение у других участников дискуссии, таких, как Д. Брауншвейг, М. Фэн и К. Стейн, полагавших, что здесь существует опасность нереалистичных интерпретаций, проекции со стороны аналитика.

Как отмечает Г. Росолато (Rosolato 1971), «нетрудно представить себе "синтез", называемый "диалектическим", и дополнить инстанцию Я еще одной, обеспечивающей эту перманентную спаянность, Самостью».

Для Ф. Паше естественным единством является не Я, а Я и другой. Тем самым он разделяет точку зрения Фрейда о необходимости центрифугального катексиса, который в противоположность нарциссизму он называет антинарциссизмом. С. Накт также считает, что первичный нарциссизм нуждается в объекте. С. Видерман в работе «Нарциссизм и объектные отношения» (Viderman 1968) предполагает, что «существование Я, особым образом катектированного так называемым нарциссическим либидо, приводит к катексису объекта». (См. статьи X. Хензелера и И. Шторка в т. I: обсуждение так называемого нарциссизма предполагает обсуждение форм кол!му-никации в первые годы жизни.)

В 1968 году на психоаналитическом конгрессе романоязычных стран A. Core обсуждал основные свойства, позволяющие возникнуть и развиваться когерентному процессу с присущим анализанду генезом. Подводя итоги своему выступлению, автор пришел к заключению, что «пара "невротический процесс — аналитический процесс" одновременно имеет значение и дополнения, и противоположности». Если иметь в виду желание измениться, которым руководствуется человек, стремящийся стать осведомленным и здоровым, то речь здесь прежде всего идет о «диалектике утраченного объекта, которая развертывается в двойственном регистре объектных отношений и нарциссизма».

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...