Две оригинальные книги о любви, менее ориентированные на, казалось бы, ограниченную тему, заслуживают сравнительного изучения. Речь идет о работах Ш. Давида «Состояние влюбленности» (David 1971) и «Эрос и антиэрос» Д. Брауншвейга и М. Фэна (Braunschweig, Fain 1971). Авторы обсуждают вопросы антагонизма, нарциссизма, эротических влечений, унижения в любви из-за необходимости по-новому организовывать Я, которое с появлением конкурирующего объекта оказалось изгнанным из своего привычного поля. Они рассматривают взаимные и противоречивые сексуальные отношения двух людей, а также скорее нарциссическую форму эротизированной социализации.

Основное намерение Ш. Давида в центральной главе под названием «Ядро того, что мы называем любовью» заключается в том, чтобы продемонстрировать творческий параметр, а также качественное и количественное своеобразие чувств и влечений, связанных между собой в «любви», несмотря на их отличие друг от друга.

«Эрос и антиэрос» — это увлекательная книга, содержащая множество историй и перспективных идей, о которых вкратце рассказать очень трудно. По прошествии более чем пятидесяти лет благодаря этой книге можно понять, какое негодование должен был испытывать читатель, знакомясь с «открытиями во фрагментах фрейдовского анализа истерии» (1905). То же самое можно сказать и о «весьма спорных, но имеющих практическую ценность описаниях Фрейдом и Кляйн эдипова комплекса как точки равновесия в центре структуры Я».

Вместе с тем нам представляется, что лучшие работы последнего десятилетия обязаны своим появлением скорее воображению и умозрительным рассуждениям авторов, обращающихся к неисчерпаемому по своей глубине материалу, чем методологической и теоретической строгости, характерной для работ предыдущего периода. Быть может, теперь, после того как психоанализ оказал влияние на все области знания и трудноопределимым образом способствовал переменам в мире, он сам подвергается обновлению?

Детский психоанализ

В развитии детского психоанализа во Франции можно выделить два периода: короткую предысторию до Второй мировой войны и второй период, начавшийся в 1948 году.

Появление работ Валлона, Пиаже и Гольдштейна проложило путь к теории и практике детской психологии. Детская практика находилась тогда под влиянием знаний,

накопленных неврологией и общей психиатрией; кроме того, новые знания она черпала из применения тестовых методов. П. Маль напоминает о том, что признание роли родителей не только как носителей генетической наследственности, но и как лиц, предоставляющих ребенку модели идентификации, имело в то время большое значение. Параллельно с этим открытием детские терапевты стали приобретать опыт личного анализа. П. Маль констатирует, что внимание обращалось главным образом на вторичные выгоды от болезни, а не на глубинные структуры ребенка.

В это время появились формы терапии, о которых пишет С. Моргенштерн (Morgenstern 1934), вышли в свет первые работы Ф. Дольто и Г. Моко (Маисо 1935).

Первая детская поликлиника психоаналитической ориентации была создана в 1948 году П. Малем (работавшим впоследствии вместе с Ж. А. Фавро). Детские клиницисты С. Лебовичи, Р. Дяткин, Ж. А. Фавро, П. Люке-Пара обобщали свой опыт в различных статьях, таких, например, как «Детский психоанализ» (1956). В основанном в 1958 году и выходившем раз в полгода журнале «La psychiatrie de l'enfant» («Детская психиатрия»), публиковалось все больше статей из этой области, в то же время увеличивалось число клиницистов, а сеть институтов, призванных удовлетворять запросы населения, становилась все более плотной. В 1966 году вышла в свет работа В. Смирнова «Детский психоанализ» (Smirnoff 1966), в 1970 году — сборник под названием «Психотерапия детей и подростков» со статьями И. Баранд, П. Бурдье и С. Дайма Люгасси и работа «Познание ребенка через психоанализ» С. Лебовичи и М. Суля.

Страницы: 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...