Одним из важнейших аспектов, от которых зависит развитие и успех групповой терапии, является сложность отграничения ее от смежных дисциплин. Психоаналитики обеспокоены чрезмерным использованием групповой динамики в различных областях, плохо подготовленных к управлению и контролю над ее воздействием. Это относится к сфере производственного психоанализа, где эти методы применяются для планирования и организации работы, к группам, выбранным для социологических исследований, и, наконец, к университетской среде, особенно к гуманитарным наукам, где они используются для «повышения чувствительности» студентов к проблемам индивидуальной психологии. Кроме того, психодрама и социодрама становятся своего рода социальной игрой со всеми опасностями дилетантского обращения с соответствующими техниками.

Когда после Второй мировой войны психоаналитики стали пробовать себя в различных техниках групповой терапии, привнося в этот метод психоаналитическую установку, то свой опыт они чаще всего использовали все же в практике психодрамы. Первые попытки были предприняты С. Лебовичи и его коллегами перед началом и вскоре после окончания Второй мировой войны. Из-за недостатка контактов со школой Морено они были сугубо эмпирическими. На ученых произвело впечатление то, что поведение пациентов, удивительно легко и спонтанно включавшихся в психодраматическую игру, казалось тесно связанным с рядом факторов, которые соответствовали динамике дискурса в классическом анализе. Им стало ясно, что игра, равно как и речь, является продуктом влечений и механизмов Я, причем психоаналитическая клиника и ее терапевтические возможности находили гораздо больше подтверждений, чем просто «вновь обретенная спонтанность» или «обучение Жизнью», если использовать термины Морено.

Французские психоаналитики различают два метода: аналитическую психодраму, когда работа проводится с одним пациентом, и психодраматический групповой анализ, применяемый в работе с группой.

С теоретическими положениями, касающимися специфики этой формы терапии, проявления и последствий переноса и контрпереноса, применения интерпретаций и т.д., которые были разработаны Лебовичи и его коллегами на основе психодраматической практики, можно ознакомиться в статье «Итог десятилетней психодраматической практики» (Lebovici, Diatkine, Kestemberg 1958).

Представители другой французской школы, возглавляемой Д. Анцьё, исходят прежде всего из того, что и дети, и взрослые демонстрируют настоящую социальную потребность, что облегчает проведение групповой терапии по сравнению с индивидуальной. Экстернализация детского Сверх-Я, возникающего в результате интерна-лизации родительских запретов, может здесь проявиться идеальным образом. Если на протяжении длительных стадий символизм действия содержит индивидуальное значение, то адаптация каждого отдельного члена может быть оценена только тогда, когда группе удается функционировать как единое целое. Целительный эффект групповой психотерапии объясняется присущими терапевтической группе характеристиками, отличающими ее от реальной социальной группы: мобильностью, ограниченностью во времени, воображаемыми отношениями. Наступающий катарсис является следствием не столько эмоциональной разрядки отдельного человека, сколько осознания скрытых коммуникативных структур. Д. Анцьё опубликовал целый ряд работ (Anzieu 1956, 1966, 1970,1971, 1972), в которых периодически сообщалось о ходе исследований и их результатах.

Страницы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...