Отметим, что психодраматический групповой анализ применяется в основном в психиатрических отделениях для детей и взрослых, тогда как индивидуальная аналитическая психодрама скорее показана для психотических больных или же используется в диагностических целях при первом собеседовании в консультационных центрах. С. Лебовичи подчеркивал благотворность влияния диагностической психодрамы на аудиторию как в дидактическом смысле, если речь идет о присутствующих психиатрах и их коллегах, так и в терапевтическом смысле, когда речь идет о близких для пациента людях. Эта функция с успехом может быть использована в целях теоретической и технической подготовки представителей многочисленных профессиональных категорий, занимающихся проблемами нормального и патологического развития ребенка, а также в самом широком смысле всех тех, кто заботится о психическом здоровье детей и взрослых. Тем не менее французские психоаналитики используют групповые методы с большой осторожностью: они отказываются от техники ролевой игры там, где «терапия» социального существа расширяется до решения человеческих конфликтов на социально-экономическом уровне. Они рассматривают психоаналитическую подготовку как обязательное условие для пользования методами, которые направлены, по существу, на экспериментальное поле взаимодействия переноса и контрпереноса.

Проблема обучения психоанализу и передачи психоаналитических знаний

Проблема подготовки психоаналитиков явилась главной причиной первого раскола французского психоаналитического движения в 1953 году. В последнее десятилетие ей придавалось все большее значение, о чем свидетельствуют новые вызванные этой проблемой расколы в обеих образованных в 1953 году фракциях, а таюке обилие теоретических работ, посвященных обучению психоанализу в Парижском психоаналитическом обществе (ППО). Проблема продолжает оставаться актуальной, особенно для ППО, где со времен раскола в 1953 году постоянно возникают конфликты и кризисы, которые тем не менее не ставят под сомнение целостность группы. На научных собраниях комиссии по проблемам образования этой группы постоянно обсуждаются теоретические вопросы обучения психоанализу. Благодаря принятию новых договоренностей, касающихся изменения принципов и форм обучения, до сих пор удавалось сглаживать противоречия, порождаемые этой взрывоопасной проблемой.

Рамки настоящей статьи не позволяют нам детально проследить за развитием данной проблемы; впрочем, об этой динамике читатель может сделать вывод из упомянутых выше уставов различных объединений. Мы же ограничимся перечислением основных работ.

1. Вскоре после возобновления деятельности в 1945 году по инициативе С. Нак-та был введен принцип невмешательства и строгого нейтралитета аналитика при обучении будущего аналитика, личный анализ которого он ведет. Такой подход противоречит обычаю, принятому в большинстве объединений, входящих в МПО.

2. Практика контроля на групповых семинарах делает возможным коллективное участие; одновременно разрешается присутствовать кандидатам, допущенным к обсуждению контрольных случаев. Их участие в групповом контроле в качестве слушателей позволяет им впервые ознакомиться с методом лечения. Это правило применяется прежде всего в ППО. Как ни странно, оно свидетельствует о стремлении французских психоаналитиков сохранить в чистоте классические формы терапии (о том же свидетельствует и принцип невмешательства), причем в отличие от англосаксонских коллег они подчеркивают различие между контрольным и личным анализом.

Страницы: 41 42 43 44 45 46 47 48

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...