3. Все более явно подвергается сомнению специфический характер учебного анализа, что проявляется в нежелании ставить квалификацию аналитика в зависимость от его звания и места в иерархии и стремлении воссоздать свободу аналитического процесса у будущих аналитиков. В этом смысле в развитии ППО можно выделить два этапа. Первый этап — устранение в 1963 году категории обучающих аналитиков; все титулованные члены уполномочивались проводить анализ, по-прежнему называемый учебным анализом. Параллельно с этим была отменена прежняя практика недопущения лиц без медицинского образования к психоаналитической подготовке.

Второй этап можно датировать 1970 годом, когда к обучению стали допускаться кандидаты, анализ которых проводился внештатными членами. Эта тенденция по-разному проявляется и в других группах, существующих в рамках французского психоаналитического движения, о чем можно судить по соответствующим положениям в их уставах.

Мы уже отмечали парадоксы Школы Фрейда, которая повышает ценность понятия дидактики, несмотря на то, что, согласно положению, психоаналитиком является каждый, кто объявляет себя таковым. В 1967 году ППО посвятила один из коллоквиумов учебной комиссии проблеме подготовки аналитиков; его цель состояла в том, чтобы на теоретическом уровне охарактеризовать профессиональные и личностные качества, необходимые для работы аналитика. Студенческие волнения в мае 1968 года стимулировали в ППО обсуждение вопроса о передаче психоаналитических знаний. Ему были посвящены многочисленные статьи (Ж. Л. Донне, Р. Баранда, С. Лебовичи, Ж. Руара), написанные под впечатлением от семинаров, коллоквиумов или научных встреч, открытых для всех членов общества. Такие статьи собирались в различных журналах и печатались в специальных тематических номерах (см. список литературы в конце настоящей статьи).

Разумеется, внимание к вопросам образования не является специфической особенностью французского движения, о чем свидетельствуют предварительные конгрессы, которые регулярно проводит МПО перед международными конгрессами. И все же создается впечатление, что благодаря своим практическим рекомендациям французские объединения находятся в авангарде борьбы с бюрократическими тенденциями, которые в различных обществах МПО угрожают нарушить процесс подготовки будущих аналитиков.

Резюме

В заключение мы сошлемся на высказывание Эриха Фромма в работе «Кризис психоанализа» (Fromm 1970): необходимо, чтобы у каждого аналитика была установка исследователя, а не специалиста, стремящегося использовать свои знания для того, чтобы заработать средства к существованию. Он намекает на тенденцию К бюрократизации, которая с течением времени, несмотря на всю научность первоначальной установки, ведет к определенному конформизму.

Провозглашаемое большинством французских аналитиков стремление сохранить чистоту классического учения способно завести в подобный тупик — пожалуй, именно так нередко и происходит. Можно увидеть, что те, кто поначалу испытывают сомнения, впоследствии, как правило, склоняются к тому, чтобы защищать наработанное ими от каких-либо изменений. Тем не менее для многих аналитиков пример Фрейда, сделавшего самого себя объектом своего анализа, остается таким же труднодостижимым, как и его наследие. Воззрения Кляйн или Гартманна никем во Франции не перенимались вслепую, напротив, они постоянно подвергались критике и ревизии, что скорее вело к плодотворному оживлению деятельности групп, чем просто к полемике. Постепенное освоение классических трудов Абрахама, Ференци, Федерна, Райха, Райка, Германна и других авторов сделало более плодотворными и самостоятельные исследования аналитиков. Очень многие французские аналитики созданием своих концепций отчасти обязаны тому или иному представителю этого первого поколения, уже с 20-х годов влиявшего на развитие французского психоанализа.

Страницы: 42 43 44 45 46 47 48

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...