После 1953 года ослабление напряжения на фронтах холодной войны позволило вернуться к идеологическому равновесию, а парижские интеллектуалы начали разрабатывать новый сценарий «фрейдо-марксистского» синтеза. На чисто умозрительном уровне произошла новая встреча между марксистскими революционерами, не желавшими отказаться от понятия субъективности, и отдельными психоаналитиками, стремившимися достичь компромисса между освобождением индивидуума и освобождением коллектива. Однако был один философ, не пользовавшийся репутацией человека, понимавшего психоанализ или симпатизировавшего ему, а именно Ж.-П. Сартр (он, как известно, вообще отрицал понятие бессознательного), который в «Критике диалектического разума» (1960) создал продуманную идеологическую конструкцию компромисса, так и не найденного марксистами и психоаналитиками, между субъективностью и историей. С теоретической точки зрения она является малоубедительной вследствие искажения концепции Фрейда, что в свою очередь явилось результатом ее неправильного понимания. Идеи Ж.-П. Сартра способствовали тому, что многие марксисты отказались от табу, с давних пор закрывавшего для них доступ к психоанализу.

Недавно факел «фрейдо-марксизма» снова был поднят: со стороны марксистов Л. Альтюссером, со стороны психоаналитиков Ж. Лаканом. Это позволило их ученикам сделать смелые умозрительные обобщения, целью которых была прежде всего интеграция знаний современной научной методологии. Критика гуманизма (Фуко) благоприятствовала тому, что при эпистемологическом рассмотрении психоанализа, проводимом в рамках данного движения, психоанализ без тени сомнений стал трактоваться как «одна из наук, относящихся к области исторического материализма» (М. Тор).

Поскольку одни и те же иллюзии всегда вызывают один и тот же противоположный эффект, реакция на этот нереальный синтез не заставила себя долго ждать. С мая 1968 года в философско-университетских кругах Франции начался новый период радикальных идеологических нападок на психоанализ, спровоцированных усилиями некоторых психоаналитиков, дававших гипертрофированные психоаналитические интерпретации социальных фактов. С обеих сторон можно было говорить о достигшей предела аксиоматической и методологической понятийной путанице: с одной стороны, «Доказуемый мир» Андре Стефана (Stephane 1969), с другой стороны, «Социопсихоанализ» Ж. Менделя (Mendel 1972), «Антиэдип» Ж. Делёза и Ф. Гваттари (Deleuze, Guattari 1972), «Психоанализм» Р. Кастеля (Castel 1973).

После большого потрясения, которое испытала культура в мае 1968 года, и появления работ В. Райха и Г. Маркузе на французском языке в инспирированных этими сочинениями трудах французских авторов Ж. Делёза, Ф. Гуаттари, Р. Кастеля можно обнаружить признаки лиризма, досады, обвинения, но и надежды. «Согласуйте ваши желания с реальностью»— или еще: «Будьте реалистами — требуйте невозможного!» Мы привели здесь эти лозунги прежде всего для иллюстрации. В указанных же работах звучат обвинения в адрес психоаналитиков, которым приписывается не только конформизм и обусловленная этим стагнация, но и даже отчуждение от своих корней и институционализация своего языка. Действительно, можно констатировать, что, с одной стороны, открытие некоторых функций бессознательного было совершено уже давно, а с другой стороны, вследствие отказа от фрейдовской теории и ее радикального искажения за последние пятнадцать-двадцать лет появилось множество теорий, концепций и т.д., но вместе с тем возникли и новые движения в рамках психоанализа, словно прежнее образование линии фронта по отношению к враждебному миру сменилось расколом. Для многих современных французских философов психоанализ перестал быть носителем динамических революционных импульсов. Возможно, практикам того времени недоставало свидетельств духовной свободы и прежде всего внутренней определенности, чтобы заняться новыми проблемами, которые помогли бы лучше понять развитие современного общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...