Говоря об этнологии, идущей от частного к общему, от истории к структуре, Леви-Стросс отмечает «ограниченный инвентарь бессознательных возможностей». Об этом же напоминает и Лакан: «Психоаналитик должен отчетливо представлять себе, что человек с рождения и до смерти находится в символической цепи, образовавшей человеческий род еще до того, как началась его история».

Как ни странно, исключительный акцент на лингвистических, экономических и этнологических «структурах» или «формациях бессознательного» (Лакан) не просто как важном факторе, но и как неизменных системах, по которым мыслят люди, не завел исследования в тупик. Скорее наоборот, это, по-видимому, даже способствует развитию диахронии, относительной историчности, способности к развитию и вовсе не обязательно ведет к выводу о «гибели человека» (Фуко).

Указывая на вклад Фрейда в историю, Безансон ссылается на Деверю и призывает различать «бессознательное в текстах и бессознательное у историков».

Многие историки (Л. Поляков, Н. Коэн, В. Йордан, Э. Р. Доддс, Р. Ленобль) обращаются к психоанализу как вспомогательной дисциплине. Целью при этом является избежать опасности «чего-нибудь не понять»! Отсюда берет начало постулат: ничто человеческое не может быть чуждым индивиду. «Такая многосторонность человеческого существа, виртуального владельца всех духовных конфигураций» по мере познания бессознательного дает каждому потенциальную возможность быть универсальным

Постепенно мы подходим к социологическим дисциплинам и науке о социуме. Отношение к ним неоднозначно. Они различаются по оценке их теоретической компетенции в этой области. Так, например, К. Давид (David 1969) пишет о «социологическом унижении» психоаналитика, который не владеет инструментарием, чтобы познавать многослойную социальную реальность. Для Ж. Шассеге-Смиргель, напротив, психоанализ является единственно приемлемым путем.

Социальная психология, появившаяся во Франции в 50-е годы в форме групповой динамики, основывалась на работах К. Левина, а также К. Роджерса, Я. Л. Морено и Тэвистокского института. Речь шла о том, чтобы в противовес академической диагностической психологии создать недирективную социальную психологию, психосоциологию, которая бы позволила добиваться изменений индивида, группы и организации. Позиция практиков во французской социальной психологии значительно варьирует и часто во многом зависит от отношения к психоанализу. Цель недавно появившегося журнала «Connexion» («Связь») состоит в том, чтобы более четко определить направления, которые имеют практическое приложение (Энирикес, Ронши, Палмаде).

В новом направлении — «социопсихоанализе» — в качестве зоны пересечения «психоиндивидуального» и «социологического» выделяется область политики. Здесь пытаются изучать «регрессию политического в психическое», последнюю, по мнению Ж. Менделя (Mendel 1972), форму уничтожения гражданина. «Классовая» групповая динамика способствует политизации, позволяющей избежать хандры и конфликтов с родителями.

В коллективе лечебных учреждений, особенно психиатрических клиник, врачи, средний медперсонал, психологи, социологи, психоаналитики сталкиваются с проблемой взаимных отношений. Они часто обращаются к психоанализу коллектива, ощущающего себя единым организмом, который в той или иной мере подвержен негативному влиянию возникающих конфликтов и напряженных отношений. В этом смысле необычайно любопытным документом является работа А. Леви «Парадоксы свободы в психиатрической клинике» (Levy 1969). Интересны также начинания Бальве, Тосквеля и Оури. В соответствии с новым понятием «социопатии» Ж. Хох-манн в работе под названием «Общинная психиатрия» (Hochmann 1971) выступает за психиатрию, нацеленную на преодоление паттерна симбиотических отношений, но при этом он, пожалуй, недооценивает существование идентификаций и порождающих их сил. Подход к психическому больному как к «полезному и адаптированному» человеку в уравновешенной семье, прототипическом микрокосмосе нашего подавляющего и преследующего общества, создает немалые трудности, даже если теперь используется психоаналитическая терминология.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Последователи Фрейда
...