Никто не мог предвидеть, какой резонанс вызовут эти начинания на международной арене. В 1966 году голландское объединение сообщило о своих планах на рабочей конференции Международного психоаналитического объединения в Копенгагене. Но только через два года на встрече в Риме, когда стали ясны последствия, разразилась буря негодования. По правилам Международного психоаналитического объединения, каждый член признанного им психоаналитического общества автоматически является и его членом. Члены некоторых объединений выступили с протестом против такой ситуации, когда человек становился членом Международного психоаналитического объединения и получал право голоса, обучившись только детскому психоанализу. Такая реакция сделала очевидным, что в Международном психоаналитическом объединении детский психоанализ не считался равноценным взрослому. Так или иначе, комитету, ответственному за разработку устава, было поручено рассмотреть этот вопрос более тщательно.

Ни в одной статье, где рассматривается понятие «психоанализ», не проводится различия между детским психоанализом и взрослым. Несмотря на это, некоторые члены Международного психоаналитического объединения требовали, чтобы официально было закреплено положение, согласно которому психоанализом считался бы только взрослый психоанализ, и признать трактовку голландцев некорректной.

В то же время в Риме был создан новый комитет под председательством доктора Ритво, который должен был провести детальное сравнение обучения детскому и взрослому психоанализу. Через два года члены Международного психоаналитического объединения узнали о результатах этой работы. Результаты были в пользу детского психоанализа. В этом отчете указывается, что значительная часть данных, полученных при аналитической работе с детьми, может послужить для дальнейшего развития теории и техники взрослого психоанализа. Но прежде всего было признано, что детский психоанализ, безусловно, может считаться психоанализом. Кроме того, комитет Международного психоаналитического объединения рекомендовал активно поддерживать развитие детского психоанализа и обучение ему. Поддерживалась также перспектива последующей интеграции обучения в обеих областях психоанализа. Вместе с тем комитет считал: чтобы стать членом объединения, во время обучения наряду с приобретением опыта в детском психоанализе необходимо проанализировать хотя бы одного взрослого. Этот пункт был отвергнут в 1973 году на одной из рабочих конференций в Париже.

Согласно минимальным требованиям Международного психоаналитического объединения, условием полного образования считалось в дальнейшем проведение психоаналитической работы с двумя взрослыми пациентами.

Между тем в голландском объединении было решено интегрировать теоретическую часть обучения, то есть первоначальное трехгодичное обучение было преобразовано в интегрированный базовый курс, а на четвертом году проводилась специализация по детскому или взрослому психоанализу.

Несмотря на то, что конечная цель — равенство детского и взрослого психоанализа — пока еще не достигнута, голландское объединение может вполне быть удовлетворено ходом событий. Введение в Нидерландах детской специализации в психоанализе все-таки привело к обсуждению этого вопроса на международном уровне. Были признаны заслуги детских аналитиков, хотя дискуссии на эту тему, скорее всего, будут продолжаться еще долго. За последние десять лет стало очевидно, что психоанализ получает все большее признание и со стороны официальной медицинской психиатрии. Психоанализ стал утверждаться также в университетах; это происходит за счет сокращения преподавания феноменологии и антропологии, которым в силу конфессиональной ориентации страны прежде отдавалось предпочтение. Отметим также, что после Второй мировой войны традиционная ориентация голландской психиатрии на немецкую философию отошла на задний план.

Мы вышли бы за рамки настоящей статьи, если бы захотели описать еще и возрастающее влияние психоанализа на другие сферы деятельности, лежащие за пределами нашей собственной практики и терапии. Психоанализ оказал значительное влияние не только на психиатрию, но и на общую медицину, социальные науки и науки, изучающие поведение. Это же относится к теории и технике так называемой работы с конкретным случаем, которая ведется, в частности, в селгейных консультациях. В этой связи нельзя не упомянуть о многочисленных балинтовских группах практикующих врачей, которые возникли в 60-е годы при содействии доктора Я. Я. ван Борка; их возглавляли в основном члены объединения.

У нас, как и в других странах, психоанализ формирует новое поколение психиатров и психологов. Этих людей отличает стремление развивать теорию и технику методов лечения, возникших на основе психоанализа. По этой причине уже многие годы для кандидатов, желающих получить психоаналитическое образование, в институте читаются дополнительные курсы по индивидуальной и групповой психотерапии с акцентом на психоанализ.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...