Поскольку деятельность Института психоанализа часто сдерживалась из-за недостатка денег, в 1958 году был создан фонд, средства которого пополнялись за счет подарков, завещаний и платных лекций. Из этого фонда субсидировались исследовательские работы института, а также оказывалась поддержка пациентам, которые не могли сами оплатить назначенное им в институте лечение. У кандидатов же была возможность получать беспроцентную ссуду для прохождения учебного анализа

В конце этого периода вновь наметилось улучшение отношений с университетами. Это произошло во многом благодаря тому, что доктор П. К. Кеупер возглавил кафедру психиатрии в Амстердамском университете.

II. 1962-1974

Все предыдущие разделы настоящей статьи заимствованы из неопубликованной работы И. Спанйаарда, написанной в 1962 году. Тогда, в 1962 году, нельзя было предугадать, сколь стремительно будет развиваться психоанализ в Нидерландах в следующем десятилетии.

Сегодня, в 1974 году, Голландское психоаналитическое объединение насчитывает 86 штатных, 27 внештатных членов, 157 кандидатов на получение образования и 33 обучающих психоаналитика

Развивается и процветает также Голландское психоаналитическое товарищество (Nederlands Genootschap voor Psychoanalyse), в нем насчитывается 50 членов и 90 кандидатов на получение образования. Пятеро его членов возглавляют кафедры психиатрии, детской психиатрии, психотерапии и психологии.

Несколько попыток войти в состав Международного психоаналитического объединения или присоединиться к Голландскому психоаналитическому объединению оказались безуспешными, поскольку образовательный уровень обоих обществ в прошлом существенно различался. На официальном уровне контакты между обеими организациями были весьма ограниченными, однако их члены вместе работали в различных институтах и клиниках.

Гронинген стал одним из крупных центров психоаналитического движения в Голландии, по решению объединения здесь также стали заниматься обучением психоанализу, так что десяти кандидатам, жившим в Гронингене, уже не нужно было каждую неделю ездить в Амстердам.

В университетах Амстердама, Гронингена и Роттердама члены объединения работали преподавателями психиатрии, детской психиатрии, клинической и медицинской психологии. Кроме того, члены объединения возглавляли кафедры психиатрии в Лейдене, судебной психиатрии в Гронингене, психотерапии в Роттердаме и социальной медицины в Амстердаме. В общей сложности из 86 членов объединения 13 человек являлись профессорами (соотношение 7:1).

Эта ситуация, явившаяся результатом значительного ослабления конфликтов между психоанализом и официальной наукой, естественно, способствовала дальнейшему распространению психоанализа. Уже тогда все большее число медиков, психиатров и клинических психологов, ознакомившись во время своего обучения с принципами психоанализа, стремилось получить психоаналитическое образование.

Психоанализ, будь то терапевтический или учебный, в любом случае требует больших финансовых затрат. Поэтому психоанализ в Нидерландах не мог бы интенсивно развиваться, если бы не был найден источник финансирования. В 1967 году по инициативе Министерства по социальным вопросам был издан так называемый Общий закон о социальной помощи. По этому закону, если гражданин не мог обеспечить себе необходимый прожиточный минимум, он имел право обратиться за помощью в отдел социального обеспечения. При этом он имел право также и на психотерапевтическое обслуживание. Таким образом, каждому гражданину предоставлялась возможность психотерапевтического лечения, даже если его собственных средств было для этого недостаточно. На основании этого закона из 700 пациентов Института психоанализа около 95 % получили необходимые дотации: личные вложения пациентов составили лишь около 10 % от общего гонорара.

Обучающиеся кандидаты получают гонорар за все часы психоанализа, проведенные под наблюдением аналитика. Правда, до сих пор они должны сами оплачивать учебный анализ, хотя обычно им не составляет больших трудностей получить ссуду, во всяком случае тем, кто имеет ученую степень.

Несколько сложнее была ситуация для психологов: согласно Закону о социальной помощи, поддержка психотерапевтического или психоаналитического лечения, осуществляемого психологами, оказывалась только в том случае, если оно проводилось при институте, поскольку, с точки зрения законодателей, психотерапия по-прежнему считалась разделом медицины.

После того как многие психологи стали обучаться психоанализу, вопрос о неврачебном анализе потерял свою актуальность. Все больше людей начали понимать, что одного только медицинского образования для врача недостаточно, чтобы быть сведущим в психоанализе. С другой стороны, тот, кто получил это образование, не может считаться дилетантом, даже если он не врач по профессии.

Быстрое увеличение числа кандидатов, желавших получить образование, привело к необходимости увеличить и число обучающих аналитиков. Но когда их численность составила 35 % от всех членов объединения, это стало источником конфликтов и напряженности, поскольку многие члены, которые не вели учебный анализ, полагали, что их квалификация оценивается как более низкая. Тем не менее большинством не было поддержано предложение, чтобы каждый после пяти лет членства в объединении автоматически мог стать обучающим аналитиком при условии, что по меньшей мере половину своего времени он практиковал в качестве аналитика Интересно, что противниками этого предложения оказались не кандидаты на получение образования, а сами члены объединения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...