В год катастрофы (1938), который вынудил разойтись квалифицированных представителей движения, в последний раз прозвучал голос в защиту психоанализа. Это был голос психолога Энцо Бонавентуры, который в этом году опубликовал книгу с простым названием «La Psicoanalisi» («Психоанализ»). Бонавентура, который пришел из философии и естествознания, был ассистентом Де Сарло, преподававшего во Флоренции экспериментальную психологию. Книга включала материал ряда лекций, прочитанных Бонавентурой незадолго до этого, и отличалась честным, точным и информативным изложением. Интересно, что ее успех был таков, что уже через пять месяцев после выхода она нуждалась в переиздании, а за этим переизданием последовали новые. Если вспомнить о непреодолимой стене, которую официальные носители культуры, включая психоневрологов, соорудили против психоанализа, успех книги Бонавентуры является доказательством того, что в Италии, пусть даже скрытно и стесненно, возникали новые культурные потребности, которые, помимо прочего, выражались и в интересе к психоанализу. В официальной культурной жизни психоанализ, разумеется, полностью замалчивался. Смерть Фрейда 23 сентября 1939 года была просто-напросто не замечена итальянской прессой, и только ватиканская газета «Osservatore Romano» опубликовала о нем полемическую статью.

После продолжительной ночи, наступившей в 1938 году, в 1945 забрезжил новый день. В его свете положение выглядело поначалу крайне тяжелым. Маленькая группа итальянских аналитиков была долгое время отрезана от каких-либо контактов с коллегами из других стран. Лишь Сервадио пытался из Индии поддерживать связь с некоторыми английскими, французскими и итальянскими коллегами, но он вернулся в Италию только в январе 1946 года Эдуардо Вейсс окончательно обосновался в Чикаго и не намеревался возвращаться в Италию. Это была действительно тяжелая потеря. Прежде чем основанная Вейссом небольшая группа встретилась снова, польский врач Иоахим Флешер, искавший убежище в Италии, взял на себя задачу восстановить психоаналитическое движение.

флешер бежал, в Италию после аннексии Галиции Советским Союзом и стал там учеником Вейсса. Во время войны он втайне обосновался в Италии, а в 1944 году написал книгу под названием «La Psicoanalisi della vita istintiva» («Психоанализ инстинктивной жизни», 1948), предметом которой после вышедшей в 1938 году книги Бонавентуры вновь стал психоанализ. В 1945 году он основал новый журнал «Psicoanalisi» («Психоанализ»), вокруг которого собрались аналитики из прежней группы Вейсса, а также несколько новых имен. Сюда же вошла Алессандра Томаси Ди Пальма, прибалтийка по происхождению, жившая в Палермо как жена принца Лампедузы (автора бестселлера «Леопард»). Издаваемый Флешером журнал стал выходить с сентября 1945 года, но имел короткую жизнь: уже в конце 1946 года его издание прекратилось. Он был скорее результатом неиссякаемой активности Фле-шера, нежели выражением реорганизации группы, и нашел внезапный конец, когда Флешер неожиданно отправился в США и оттуда уже не вернулся.

Однако уже в том же 1946 году было восстановлено распущенное в 1938 году властями Итальянское психоаналитическое общество. В знак своего возрождения оно провело первый конгресс психоаналитиков Италии, который состоялся 22 и 23 октября того же года в Риме. Президентом возрожденного итальянского общества стал Никола Перротти, в то время как Мусатти, Сервадио, Флешер и Мерлони вошли в его руководящий комитет. Последний номер журнала «Психоанализ», датированный 1946 годом, но появившийся только в 1947, сообщал о событиях на римском конгрессе. Эдуардо Вейсс направил из Чикаго приветственное послание участникам конгресса. Официальное основание Итальянского психоаналитического общества состоялось несколько позже, в апреле 1947 года.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...