Фашизм с его сильными националистическими тенденциями, его примитивным оптимизмом и культом вождя как главного образчика превратно истолкованного романского «здоровья» поощрял и усиливал эти скорее негативные и убогие представления, которые он тотчас перенял, чтобы в дальнейшем извлечь из них выгоду. В этом мире «здоровья» явно не было места для учения, о котором пренебрежительно говорили, что оно опиралось на «болезненное» и было создано для его поддержки. Психические болезни были, следовательно, привилегией австрийцев, немцев и в целом северных, или, иными словами, «нероманских» рас. Запрет вступать в контакт и культурный обмен с другими нациями и связанный с этим дефицит критической проверки отношения итальянцев к другим народам во многом способствовали возрастанию тяжести этого серьезного психосоциального синдрома, в котором такие механизмы, как отрицание и проекция, использовались прямо-таки на манер мании величия.

Сопротивление со стороны католических кругов основывалось на других факторах. Упреки в «философском детерминизме», «пансексуализме» и «материализме», которые, согласно Давиду, выдвигались против психоанализа, следует, на мой взгляд, отнести к открыто проводимой против психоанализа полемике, которая не была специфически католической, но проистекала также и из других сфер духовного мира Италии (например, из философии, равно как и из естествознания). Фактически за официальным языком полемики, происходившей с совершенно различных, если не противоположных позиций, скрывались специфические для разных позиций мотивы сопротивления, которые не могли быть очевидными. Католические круги имели серьезные основания относиться к психоанализу с недоверием и его отвергать. Более точное исследование этих скрытых причин вышло бы за рамки этой статьи; достаточно будет напомнить о том, что до появления психоанализа психическая деятельность человека и его речь рассматривались как важные составные части католической концепции «души» и что «исцеление» и «избавление» отмеченной природным грехом души всегда считались привилегией католической церкви. Если вдобавок вспомнить о том, что отношение к Богу в католической религии не является делом индивида, а опосредовано соборной организацией, то становится понятной чрезвычайная психологическая сила этой организации. Тот факт, что психическую деятельность тоже можно исследовать, осмысливать и терапевтически на нее воздействовать, означал серьезную угрозу для католической церкви, ибо ей приходилось опасаться, что из-за этого ее психологическое могущество будет подорвано. Психоаналитическая терапия представляла в этом смысле непосредственную угрозу для института исповеди. Разумеется, сопротивление церкви учению Фрейда было связано и с другими принципиальными вопросами. В этой связи достаточно упомянуть представления Фрейда о происхождении и значении религиозных организаций и ритуалов, не говоря уже об «иллюзии» религии и ее будущем; о фрейдовской теории либидо и вообще о значении, которое имеет деятельность влечений для человеческого сознания, и, наконец, о фрейдовской концепции психического детерминизма. Несомненно, у Фрейда никогда не было намерения атаковать католическое учение своими теориями. Но столь же определенно можно сказать, что католическая церковь и ее доктрина никогда не подвергались угрозе и не ставились под сомнение так, как с появлением психоанализа. Поэтому неудивительно, что католическая церковь, по меньшей мере в Италии, где она играла ключевую роль, энергично и решительно всеми доступными средствами боролась с психоанализом. И когда, как мы вскоре узнаем, вопреки всякому сопротивлению вокруг Эдуардо Вейсса начала складываться небольшая группа аналитиков, именно церковь жестоко препятствовала ее развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...