Что касается спиритуалистического идеализма (философии, господствовавшей в то время в Италии), то его оппозиция психоанализу была не менее энергичной и абсолютной. По сравнению с сопротивлением церкви сопротивление со стороны философов-идеалистов, на мой взгляд, было даже еще большим по своему значению и диапазону. Негативные аспекты теоретической системы философии превратились на практике в нетерпимую, всеподавляющую силу и слились с политической властью фашизма. Таким образом, из противостоящей психологии теоретической позиции возник воинственный фронт, пытавшийся в зародыше задушить всякий интерес к психологии. Поскольку исследования венской школы явились большим событием в области психологии, наступление итальянских философов-идеалистов было нацелено прежде всего на то, чтобы воспрепятствовать принятию в Италии психоанализа.

В этой атмосфере агрессии высшую степень конформизма с философским абсолютизмом, с одной стороны, и с фашистским и церковным абсолютизмом — с другой, продемонстрировал Джованни Джентиле. Как министр образования своей реформой (1923) он добился того, что психология как учебный предмет была изъята из высших учебных заведений. Как заметил Давид, «для тогдашней Европы это распоряжение было уникальным». «Что касается университетов, то в результате большей свободы факультетов в принятии решений относительно профессуры и основных дисциплин почти все кафедры психологии . устраняются на гуманитарных факультетах, а на медицинских или естественнонаучных факультетах не открываются новые кафедры. В 1940 году во всей Италии имелись только две университетские кафедры (экспериментальной) психологии . Никто из студентов не желал в этих условиях вступить на столь ограниченный путь и тем более совершить моральное самоубийство, опубликовав психологические и особенно психоаналитические статьи» (David 1966,25). Хорошо продуманный план Джентиле на протяжении всей эпохи фашизма оставался определяющим и имел возможность совершенствоваться. «То, что после освобождения психология как учебный предмет сумела вновь оказаться на магистральной линии развития, — замечает Давид, — следует объяснить давлением со стороны союзников» (там же). Из всего этого становится очевидным, что политический национализм фашистов рука об руку шел со своего рода культурным национализмом философов-идеалистов, едва ли не превосходивших первых в узколобости.

С другой стороны, едва ли возможно было не включить понятие «психоанализ» в «Итальянскую энциклопедию». Как недавно стало известно, благодаря Эмилио Сер-вадио написать эту статью было поручено Эдуардо Вейссу (Servadio 1953). Ответственным издателем «Итальянской энциклопедии» был все тот же философ Джован-ни Джентиле, а иезуит Пьетро Таччи-Вентури осуществлял функцию контроля. Сервадио являлся одним из редакторов, и «все, что было связано с психологией, психоанализом и парапсихологией», проходило через его руки (Servadio 1971). Послушаем, однако, его собственный рассказ об этом: «Когда Вейсс прибыл в Рим (в 1931 году) и подошло время готовить статью, мы писали ее совместно несколько вечеров подряд, взвешивая при этом каждое слово и обсуждая каждую строку. Фрейд в целом одобрил статью, предложил ряд изменений по отдельным пунктам и посетовал, что Вейссу дали для статьи так мало места . Учитель из Вены и не подозревал, какую борьбу мне пришлось выдержать с издателями «Энциклопедии», чтобы выбить побольше столбцов! В тех условиях это была большая победа — получить так много места для статьи о психоанализе и к тому же именно этого автора. Вышеупомянутая враждебность (со стороны Дж. Джентиле и Таччи-Вентури) тем не менее проявилась — весьма странным и, как я нахожу, неслыханным образом: за составленной Вейссом библиографией, обозначенной его инициалами, следовала вторая, анонимная библиография, где были приведены только те труды, которые были направлены против психоанализа» (Servadio 1971).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...