Этот эпизод показывает, сколь охотно абсолютизм идеалистической философии вступал в союз с религией, чтобы добиться совместного господства. Упрек психоанализа в «материализме» и «пансексуализме» выдвигался в равной мере как католиками, так и философами. К тому же философы допустили еще и недоразумение (хотя, пожалуй, слово «недоразумение» здесь не совсем подходит, поскольку оно предполагает честную позицию), перепутав фрейдовское «бессознательное» с «неисследованным». Фактически их целью было с помощью этого нечистоплотного аргумента лишить основания любые данные о бессознательном и тем самым весь психоанализ как науку. Следующее «недоразумение», за которое совместно ответственны католики и философы, состояло в том, что психоанализ был брошен в один горшок с позитивизмом Чезаре Ломброзо.

Влияние, которое оказывала медико-антропологическая школа Ломброзо, приводит нас, наконец, к рассмотрению насильственного сопротивления, которое оказывали психоанализу клинические и университетские круги. Ломброзо был психоневрологом и руководителем клиники нервных болезней в Павии. Он являлся основным представителем европейского позитивизма в Италии и, несомненно, талантливым человеком. Он был уже очень стар, когда Фрейд начал публиковать свои психоаналитические работы, и поэтому сам по себе не сыграл особой роли в истории психоанализа. Тем не менее он имел многих приверженцев среди итальянских психоневрологов, прежде чем они обратили свое внимание на классификации и органическую теорию Крепелина.

В пользу позитивизма Ломброзо можно сказать, что и в католическом, и в идеалистическом лагере он не вызывал особой симпатии. Кроме того, он передал своим приверженцам новое по тогдашним понятиям представление, что душевным болезням можно противостоять естественнонаучными методами, что человек не ответственен за свое психическое расстройство и что выдающаяся умственная деятельность — как у гения — может быть связана с самой тяжелой формой душевного расстройства, с безумием. Все это имело большее значение, чем тот факт, что представления Ломброзо были довольно поверхностны и не являлись строго научными. Они были окрашены огульным недоверием и враждебностью к философской и религиозной позициям, по меньшей мере к таким положениям, которые не вытекали из органических структур и функций. Ломброзо отстаивал новые «научные» позиции, которые заявлялись с тем большей энергией и меньшей критичностью, чем более слабыми сами по себе они были. Во всяком случае психоанализ также оказался в поле обстрела этой агрессивной защиты. Он подвергался нападкам постольку, поскольку был склонен сводить душевные расстройства к психогенным причинам и вести терапию на психологическом уровне и психологическими средствами. В результате получилось так, что ломброзианцы, не желавшие иметь ничего общего с философами-идеалистами, не увидели в психоанализе ничего, кроме «псевдонауки».

Спорная органическая теория Ломброзо в итальянском ученом мире, и прежде всего у психоневрологов, постепенно уступала место гораздо более строгой клинической теории Крепелина, влияние которой начало распространяться в годы перед Первой мировой войной, а затем эндокринологическим теориям, которые вошли в моду в 20-е годы. Первые информационные статьи о психоанализе (Baroncini 1908; Modena 1908, 1909) появились в Италии в то время, когда уже светила звезда Крепелина. Л. Барончини был психологом, работавшим в Имоле, а Дж. Модена — психоневрологом, заместителем руководителя лечебницы в Анконе. Из представленного М. Давидом библиографического анализа следует, что Барончини после этой статьи — с которой был знаком Фрейд и по поводу которой он выразил в письме Абрахаму от 4 октября 1908 года (Freud/Abraham 1965) свое удовлетворение — о психоанализе ничего больше не написал, если не считать нескольких кратких упоминаний в журналах; но уже из нее видно, что он был все-таки весьма позитивно настроен к психоанализу и интересовался им. Поэтому его полное молчание в последующие годы может означать только то, что он не хотел высказываться об этом предмете. Обе статьи Модены по сравнению со статьей Барончини были намного менее точными и четкими. Кроме того, психоневролог Модена, в противоположность психологу Барончини, в дальнейшем радикально изменил свое отношение к психоанализу и яростно его атаковал. Тем не менее примечательным в этих статьях остается то, что они знаменовали наступление в Италии эры информации о фрейдовском психоанализе. Несмотря на временные спады, эта информация в последующие годы распространялась не только в академических, но и в художественных кругах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...