Для историков выход в свет книги Морселли является, однако, знаком того, что психоанализ уже не мог больше игнорироваться итальянской психиатрией, отныне с ним приходилось активно, а не пассивно, как доселе, бороться. Этому изменению позиции, несомненно, способствовала энергичная деятельность Эдуардо Вей-сса. Фактически именно благодаря ему психоанализ с той же серьезностью и научной безупречностью, с которой он говорил до сих пор по-немецки, начал говорить по-итальянски.

В 1927 году Вейсс решил покинуть Триест и перебраться в более крупный город в Италии или за границу. В этом году он был вынужден отказаться от своего места в психиатрической больнице Триеста, ибо в противном случае он должен был бы вступить в фашистскую партию. Для мужчин, занимавших должность в государственных учреждениях, вступление в партию являлось практически неизбежным. Кроме того, все видные психиатры Триеста враждебно относились к психоанализу. Фрейд настоятельно советовал Вейссу не покидать Италию, и Вейсс еще на несколько лет остался в Триесте. В 1930 году по приглашению Триестского медицинского общества он прочел пять лекций о психоанализе. Лекции вызвали такой наплыв публики, что в зале не оставалось даже стоячих мест. Воодушевленный успехом, Вейсс решил опубликовывать свои лекции. Таким образом появилась книга «Elementi di psicoana-lisi» («Элементы психоанализа»), которую Фрейд похвалил как «весьма основательную и просто превосходную». Она вышла в 1931 году с предисловием Фрейда и встретила во всей Италии такой же восторженный прием, как и лекции в Триесте. В том же году Вейсс отправился в Рим.

Первыми, кто приблизились к нему в Риме с намерением стать учениками, были врач Никола Перротти и правовед Эмилио Сервадио. Вскоре к ним примкнули Рафаэле Мерлони и Чезаре Л. Мусатти; первый был адвокат, который в дальнейшем развитии психоанализа уже не принимал никакого участия, последний — психолог с докторской степенью, изучавший экспериментальную психологию на гуманитарном факультете университета Падуи. Совместно они основали «Rivista Italiana di Psicoanalisi» («Итальянский журнал психоанализа»), первый номер которого появился в начале 1932 года. Эдуардо Вейсс выступал в роли издателя, а его ученики писали статьи. Тем самым у психоанализа впервые появился собственный периодический журнал в Италии. (Вышеупомянутый «Центральный архив» Леви-Бьянчини не был специально посвящен психоанализу.) Журнал имел подзаголовок «Официальный орган Итальянского психоаналитического общества» и выходил с интервалом в два месяца. Леви-Бьянчини был не в восторге от его появления. Теперь, когда дело стало развиваться всерьез, все его предшествовавшие инициативы в этой области оказались второстепенными. Его имя даже не фигурировало среди сотрудников журнала Вейсса. Тем не менее Леви-Бьянчини вместе с Санте де Санктисом делил честь почетного президента Итальянского психоаналитического общества.

Фрейд оказывал большое доверие Вейссу и выражал по разным поводам убеждение, что Вейсс создаст в Италии настоящее психоаналитическое движение. Узнав из письма Вейсса, датированного 24 апреля 1932 года, о событиях в Италии, он выглядел весьма довольным и стал хлопотать перед Международным психоаналитическим объединением о признании Итальянского общества. Наряду с Вейссом ведущими членами Итальянского общества были Сервадио, Перротти и Мусатти. Несколько симпатизирующих, которые присоединились к группе, рассматривались в качестве внештатных членов; однако они не приняли участия в дальнейшем развитии группы и с течением времени потеряли с ней связь. Научная деятельность этой небольшой группы осуществлялась в форме еженедельных встреч в доме Эдуардо Вейсса на Виа деи Граччи в Риме и издания журнала.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...