Среди научных исследований в Иерусалимском институте следует упомянуть проект «Структурные элементы процессов организации Я» Ноя, Мозеса и Гумбеля; а также исследование Мозеса и Халеви «Проекции» с использованием фасеточного анализа Луиса Гуттмана с целью прояснения психоаналитических понятий.

РОЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

За сорок лет существования психоанализа в Израиле появились многочисленные социальные учреждения, а ситуация в обществе и роль аналитиков изменилась. В первые годы большинство аналитиков занималось частной практикой. В то же самое время им приходилось осваивать новые языки, в частности иврит и английский. Ведь язык является незаменимым вспомогательным средством человеческого взаимопонимания и, в частности, аналитического лечения. Владение им предполагает богатую лексику, знание речевых оборотов и тонкостей стиля, основанное на знании разговорной речи и литературы. Без знания специфической языковой среды едва ли возможно с аналитическим пониманием следить за ассоциациями пациента. Увы, часто мы были от этого далеки. И все же удивительным образом нам удавалось понимать и помогать, даже в тех случаях, когда один или даже оба партнера в ходе анализа совершенно не понимали друг друга, поскольку использовали различные языки. Теперь уже этой проблемы практически нет, так как более молодые аналитики и их пациенты выросли в одной стране и говорили на одном языке. Также увеличилось число переводов сочинений Фрейда и другой психоаналитической литературы.

Прошло лишь несколько лет, и часть аналитиков, помимо частной практики, в соответствии с собственными интересами стала проводить индивидуальные курсы для воспитателей, социальных работников и лиц, осуществляющих надзор за поведением условно осужденных, и помогать в их работе. Первой крупной организацией, прибегшей к услугам психоанализа, явился в 30-е годы Отдел переселения детей и молодежи Еврейского агентства («Югенддалия»). Его задача заключалась в том, чтобы переправлять еврейский детей со всего света — прежде всего из гитлеровской Германии и оккупированных национал-социалистами областей — в Палестину и до восемнадцати лет воспитывать их и обучать. «Югенддалия» заботилась о тысячах детей всех старших классов, которые были оторваны от своих родителей и семей. Первый руководитель Отдела переселения детей, Генриетта Шольд, обратилась к Максу Эй-тингону с просьбой помочь ей советами при лечении юношей и девушек с признаками явных эмоциональных расстройств. Он обещал ей помощь Психоаналитического института. Сначала он исследовал каждого ребенка, которого к нему направляли, лично. Затем по его инициативе к «Югенддалия» был прикреплен Йозеф Фридюнг, работавший прежде в Вене детским врачом и аналитиком. Он ездил по всей стране от одной группы детей к другой, исследовал и консультировал, что принесло ему шутливое прозвище «кавалер неврозов». Спустя несколько лет этот вид помощи уже не мог отвечать растущим требованиям. Встал вопрос о необходимости обучения самих воспитателей и наставников молодежи методам лечения доверенных им детей. Многие сотрудники «Югенддалии» получили образование в соответствии с психоаналитическими принципами.

В определенный период кибуцы, общественные поселения, также серьезно интересовались психоанализом. Попытка использовать аналитические знания для выработки методов воспитания эмоционально здорового ребенка представляет собой интересный эксперимент. Политические и педагогические руководители кибуцы — например, Шмуэль Голан, член аналитического общества, — полагали, что дополнительное обучение, построенное на научной основе, в рамках коллективной совместной жизни может привести к тому, что участники этого проекта, а вместе с ними и все человечество, станут лучше. Считалось даже, что у детей, растущих в детских домах в общественных поселениях, не должно возникать эдипова комплекса или, во всяком случае, они не должны от него страдать. Эти ожидания не оправдались. Тем не менее некоторые наблюдатели остались убеждены, что воспитание детей частично в детских домах, частично родителями может вести к изменениям комплекса Они утверждают, что эмоциональные связи ребенка значительно ослабляются и тем самым уменьшаются и ослабляются его конфликты, если круг общения детей, помимо родителей, с самого рождения включает нянек и воспитателей в качестве дополнительных авторитетов и социализирующих сил. Эта идея напоминает замечания Адольфа Хойтлера, что у тех народов, у которых дети уже в нежном возрасте отделяются от родителей, душевные влечения и эмоциональная жизнь развиваются слабее, чем в других странах (протоколы Венского психоаналитического общества, заседание 24 октября 1906 года).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...