Некоторые неудачи воспитания в кибуцах можно приписать неверному истолкованию аналитической теории, например слишком большой уступчивости, и неправильной организации. Так, часть персонала, которым доверили младенцев и маленьких детей, не была подготовлена к этой работе или непригодна по личным качествам. Частая смена нянечек мешала нормальному развитию идентификаций и объектных отношений. Эти недостатки были в дальнейшем исправлены. Много времени было уделено обсуждению возникновения психических расстройств и особенно распространенности специфических психопатологических явлений у детей из кибуцев в сравнении с детьми из других слоев населения. Если, например, у детей из кибуцев в возрасте между тремя с половиной и пятью годами, по-видимому, часто встречается энурез, то трудности, связанные с приемом пищи, редки; кроме того, на более поздней взрослой стадии редко встречаются гомосексуальность и преступность. С другой стороны, требует объяснения также и незаурядная способность молодежи из кибуцев к лидерству в ситуациях борьбы, что стало причиной слишком большого числа жертв во время войны. Бруно Беттельгейм, Эдит Буксбаум и Рихард Карпе участвовали в исследовании воспитания в общинах, результаты которого психоаналитически пытался оценить Шмуэль Наглер. При этом нужно учитывать, что существуют различные направления в воспитании в кибуцах, при этом некоторые из них не избежали влияния политических веяний. Так, в определенный период кибуцы даже отвергали анализ как «буржуазную науку». В дальнейшем они стали предпочитать неофрейдистское направление, которое придавало большее значение социальным факторам, чем интрапсихическим.

Если психоаналитические воззрения нашли отклик и понимание в педагогике, то в медицинской области ситуация поначалу была совершенно противоположной. Врачи долгое время не решались признать возможности анализа. Только некоторые специалисты из старого поколения старались понимать человека как биопсихосоциальное единство и не оспаривали важной роли, которую играют в здоровье и болезни эмоциональные факторы. Анализ и аналитики в значительной мере не принимались медиками всерьез. И только с развитием так называемый психосоматической медицины молодое поколение врачей и особенно психиатров проявило интерес к динамической психологии, благодаря чему пропасть между анализом и медициной несколько уменьшилась. Иностранные коллеги, которые долгое время находились в стране и здесь работали, например Милтон Розенбаум, Георг Мор, Джеймс Манн, Эрик X. Эриксон, Давид Рапапорт и в последнее время Альберт Дж. Солнит, способствовали тому, чтобы вызвать этот переворот.

Официальная позиция университетов, напротив, по сей день является отрицательной. Предмет «психоанализ» не появляется в учебной программе ни медицинских, ни психологических или педагогических факультетов. Еврейский университет Иерусалима, старейший в стране, в течение сорока лет не признавал психоанализа. Лорд Бэлфур в своей речи при освящении Еврейского университета в 1925 году подчеркнул, что Фрейд относится к тем трем людям, которые более всего повлияли на современное мышление. Со своей стороны Фрейд поначалу проявлял интерес к Еврейскому университету и в середине 20-х годов на протяжении двух лет был членом его правления. Восемь лет спустя, в 1933 году, Эйтингон спросил канцлера университета, Иуду Л. Магнеса, «учтена ли и в каком объеме проблема психоанализа в программе развития университета ». Он добровольно послал ему проект психоаналитического учебного плана для врачей и воспитателей. Магнес обратился затем к Фрейду, который в сердечном послании подчеркнул выдающееся значение доктора Эйтингона в международном психоаналитическом движении и указал на его планы работы в Палестине. Фрейд подчеркивал, сколь ценным явилось бы включение психоанализа в учебную программу Еврейского университета, и отметил его значение для гуманитарных наук и медицины. На это Магнес ответил: «Здесь отстаивают взгляд, что было бы преждевременно вводить психоанализ, пока еще не учреждена кафедра психологии». Он спросил мнение Фрейда по этому общему вопросу и заметил, что Курта Левина из Берлина также попросили подумать об этом. Так как был известно, что Левин отвергает психоанализ, Фрейд усмотрел в вопросе Магнеса «слабо завуалированное отвержение психоанализа». Он считал, что если бы этот план осуществился, «Университет Иерусалима стал бы примером, которому последовали бы другие официальные учебные заведения. В таком случае надо подумать о том, чтобы доктор Эйтингон позаботился о психоанализе в Палестине и независимо от университета». Магнес ответил, что письма Фрейда и поданный Эйтингоном материал представлены чрезвычайной комиссии. Он выразил свою «личную надежду, что рекомендации комиссии окажутся благоприятными для введения психоанализа в качестве важного учебного предмета в Еврейском университете». Но в этом направлении так ничего и не было сделано. Правда, на различных медицинских и психологических факультетах университетов наряду с другими направлениями изучают также динамическую психологию и психиатрию, а многие аналитики входят в преподавательский состав; однако официально академический мир Израиля психоанализ так и не признал.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...