Шандор Радо продолжил изучение нарциссического аспекта в развитии депрессивных состояний, впервые выделенного Фрейдом в «Печали и меланхолии» (Freud 1916/17), и указал на «чрезмерную нарциссическую претенциозность и нарциссичес-кую нетерпимость», которые обращают на себя внимание в преморбидных чертах характера депрессивного человека (Rado 1927). В тенденции к самонаказанию он усматривает «противоречащую реальности и обращенную вовнутрь часть инфантильных объектных отношений». Радо пытается разобраться в ряде переживаний младенческого возраста («в муках голода»), чтобы понять цепочку «вина—покаяние—прощение». В исследовании психического воздействия наркотических веществ (Radф 1926) он выделяет в качестве основной причины опьянения «алиментарный оргазм» и рассматривает возникающее в дальнейшем самолюбие как «реакцию зарождающегося Я на биологически самое важное переживание, на алиментарный оргазм» (Rado 1936). В 1920 году Радо написал ряд теоретических статей («Пути исследования природы в свете психоанализа»; «Психоанализ и критика познания»; «Тотемизм и содомия»); в середине 20-х годов он приехал в Берлин, позднее эмигрировал в Америку и, таким образом, вышел из круга венгерских аналитиков. В работах после эмиграции, особенно в теории центрального «интегрирующего аппарата» (Rado 1955), становится все более отчетливой биологическая направленность. В этой оспариваемой многими аналитиками теории он пытается объединить физиологию органов чувств и психоанализ (Loch 1956).

Все вышеупомянутые аналитики были соучредителями Венгерского психоаналитического объединения, «братья» Ференци, причем каждый из них продолжал действовать независимо. Чтобы проследить развитие будапештской школы, вернемся к творчеству Ференци.

Уже первые работы Ференци свидетельствуют о его оригинальном мышлении и творческой фантазии. Его очерк «Интроекция и перенос» (1910) раскрывает один из самых ранних механизмов инфантильного мира переживаний и дифференциации между внешним и внутренним миром Его стремление выявить наиболее ранние структуры психики отчетливо проявляется в «Стадиях развития чувства реальности» (1913), где Ференци утверждает, «что следы внутриутробных психических процессов оказывают влияние на организацию продуцируемого после рождения психического материала». Он усматривал в этом также оптимальную интеграцию уровней органического и психического, понимая истерическую конверсию «как регрессию на стадию магии рождения» младенца с его сигналами о помощи в виде барахтанья и крика.

Ференци обогатил клинику сексуальных расстройств точной дифференциацией активной и пассивной формы: у пассивного гомоэротика инвертировано собственное Я («субъектная гомоэротика»), тогда как активный гомоэротик меняет объект любви («объектная гомоэротика»).

Первая мировая война оказала влияние на развитие психоанализа в Венгрии. Информационный бюллетень Международного психоаналитического объединения кратко, в двух строках, сообщает в 1915 году, что местная Будапештская группа прекратила свои заседания из-за того, что ее председатель несет военную службу за границей.

Пятый психоаналитический конгресс — первая встреча на международном уровне после вызванной мировой войной пятилетней паузы — состоялся 28—29 сентября 1918 года в зале заседаний Венгерской академии наук в Будапеште. Среди официальных делегатов можно встретить имена обер-бургомистра, муниципальных советников, высших офицеров, представителей австрийского и немецкого правительства; кроме того, удалось также добиться участия членов объединений из нейтральных стран. Благодаря участию обер-бургомистра Будапешта на пожертвования из доходов промышленных предприятий был создан первый Фонд Зигмунда Фрейда. Его задачами, по замыслу Фрейда, являлись помощь в организации Международного психоаналитического издательства и присуждение авторам премий за особенно ценные работы по психоанализу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Последователи Фрейда
...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...