Научная программа открылась дискуссией о психоанализе военных неврозов. Вместо уходящего Карла Абрахама общее собрание президентом объединения избрало Ференци. В апреле 1919 года Ференци возглавил кафедру в Будапештском университете — первую в истории психоанализа. Однако связанные с этим большие надежды исчезли спустя 133 дня после поражения Советской республики и наступления «белого террора». Ференци был снят со всех общественных должностей, исключен из палаты врачей и был вынужден вернуться к частной практике. 3 октября 1919 года он сообщил Джонсу, что его место жительства многие месяцы оставалось закрытым для какой-либо коммуникации и по-прежнему малодоступно для почты. Поэтому, находясь временно в Вене, он передает центральное руководство Международным психоаналитическим объединением председателю английской группы Эрнесту Джонсу.

Возвращение к работе за кушеткой позволило Ференци создать собственную теорию, касавшуюся принципиальных вопросов психоаналитической техники. В своем докладе «Пути психоаналитической терапии» (XII, 183 etc.), прочитанном на Будапештском конгрессе 1918 года, Фрейд назвал предложенный Ференци новый способ «активностью аналитика» и, в частности, сослался на пример больного агорафобией, которого путем анализа нужно побркдать выйти на улицу и во время этой попытки бороться со страхом, чтобы таким образом получить дальнейший материал, способствующий устранению фобии. Стремление Ференци облегчить, ускорить терапевтический процесс красной нитью проходит через все его работы по технике. Такие наблюдения привели его к представлениям о терапевтической ситуации, поведении пациента и к идее «отвести основную роль в аналитической технике вместо воспоминания повторению».

Эти нововведения Ференци вызвали в свое время разочарование многих коллег, создали дистанцию между ними и подвигли самого Ференци к дальнейшему изменению техники. Он перешел к тому, чтобы вместо заповедей и запретов ограничиваться дружескими советами пациенту, и пытался также в некоторых случаях активным вмешательством добиваться не повышения, а уменьшения напряжения. Он выступал за «эластичность психоаналитической техники» и придавал при этом особое значение психологическому такту, исходя из идеи, что благожелательность психоаналитика должна содействовать коррекции неправильного поведения, проистекающего из раннего детства. Свободу, на его взгляд, должна предоставить разрядка (релаксация).

«Потребность исцелять и помогать, ставшая в нем всемогущей», как отмечал Фрейд в некрологе по поводу смерти Ференци (XVI, 269), вела его еще дальше. Он уже не довольствовался ролью благожелательно сдержанного взрослого, а выступал за то, чтобы он, аналитик, ради достижения оптимальной терапевтической регрессии сам ставил себя на ступень регрессировавшего пациента. Впечатляющий пример своей техники он представил 6 мая 1931 года в торжественном докладе по случаю 75-летия Фрейда:

«Находящийся в лучшем для мужчины возрасте пациент решается после преодоления мощного сопротивления . осуществить процессы самого раннего детства. Благодаря аналитическому прояснению его прошлого я уже знаю, что он идентифицирует меня в переживаемой заново сцене со своим дедом. Вдруг посреди разговора он обвивает рукой мою шею и шепчет на ухо: "Дедушка, я боюсь, что стану маленьким ребенком!" Тут я наталкиваюсь на удачную, как мне кажется, идею пока не говорить ему ничего о переносе и тому подобном, а точно так же шепотом задать ему встречный вопрос: "Да, но почему ты так считаешь?"» (Bausteine III, 494)

Творчество Ференци несет на себе особую печать его личности, о чем писал Микаэл Балинт в предисловии к новому изданию «Основ психоанализа» (1964): «Ференци имел особый дар безграничной свободы фантазии, каким не обладал ни один другой аналитик, пожалуй, даже Фрейд. К этому можно добавить способность все события анализа, даже самые обычные и повторяющиеся в сотый раз, переживать как нечто совершенно новое и свежее и открывать в них моменты, ускользавшие до сих пор от остальных».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...