Специфическая проблема, которой увлеченно занимался Рохейм перед каждым своим путешествием, заключалась в том, чтобы создать «дифференциальную психологию народов» (Roheim 1926), выяснить вопрос, в чем различаются примитивные народы, почему они остались примитивными, и тем самым сделать выводы о форме и степени подавления влечений у культурных народов.

На разнообразном материале, касающемся сновидений, сказок, песен, мифов, обычаев, Рохейм доказывает универсальную правомерность психоаналитических теорий и возражает современным антропологам, таким, как Кардинер, Рут Бенедикт и Маргарет Мид, которые выводят различия отдельных культур из различных ситуаций детства (Stierlin 1950).

Под влиянием Рохейма этнологические исследования проводила и Алиса Балинт. В ноябре 1925 года она прочитала доклад о вождях североамериканских индейцев и по возвращении из научной командировки в Берлин предприняла первую попытку разработать на психоаналитической основе педагогику детей младшего возраста.

В предисловии к новому изданию книги (А. Bahnt 1966) Микаэл Балинт назвал этот частный интерес «сравнительной теорией воспитания примитивных народов».

В работе «Любовь к матери и материнская любовь» (А. Bahnt 1939) Алиса Балинт описывает раннюю форму любовного отношения младенца к матери, основным признаком которого является отсутствие чувства реальности в аспекте интересов объекта любви; она называет такое отношение «наивным эгоизмом». Полной противоположностью ему является материнская любовь, отчужденная от реальности. Алиса Балинт опирается здесь на наблюдения Рохейма над австралийскими матерями, которые, побуждаемые голодом, пожирают, собственноручно совершив аборт, зародыша, и относит эту форму также к архаической материнской любви, когда ребенок еще не принадлежит внешнему миру. Такие отношения между матерью и ребенком построены «на наслоении взаимных целей влечения», при котором отсутствует забота о благе другого. Обеим частям этой пары противоположностей присуща полная гармония интересов.

С отцом же ребенок знакомится уже под приматом чувства реальности, и поэтому любовь к нему сообразна реальности.

В трактовке Алисы Балинт «первичная стадия» примитивного нарциссизма выступает как архаическое отношение к объекту, лишенное чувства реальности; в этом можно увидеть предвосхищение концепции Бинникотта.

Непосредственные связи с психиатрией установились среди венгерских психоаналитиков уже с ранних пор, особенно благодаря Штефану Холлосу, одному из соучредителей Венгерского психоаналитического объединения. Работа Ференци о прогрессивном параличе считается новаторской (в разрешении до сих пор ошибочно постулируемых представителями классической медицины противоречий между физическими и психическими патогенными факторами) и предваряющей современную динамическую психиатрию. Под ее влиянием Холлос провел аналогии между сновидением и галлюцинацией и трактовал последнюю как «работу психоза», подобную работе сновидения. Психотические переживания выступают как проекции внутренних процессов, которые «надевают на себя маску несокрушимости бессознательного» (Hollos 1933). Согласно Холлосу, одного только органического заболевания мозга недостаточно для возникновения тех явлений, которые психиатрия называет «продуктивными психопатологическими симптомами» — движущей силой психоза является вытесненный инфантильный материал, который заключает союз с нар-циссически регрессировавшим Я.

С тонкой интуицией Холлос описывает характерные особенности психотического языка, в том числе феномены «оговорки», амбивалентную установку с идентичностью обратного смысла в бессознательном и магическое всесилие мысли. В другой группе больных он наблюдал фантазии о возникновении человека, оплодотворении и рождении и, наконец, примеры распада коллективного Я на различных ступенях регрессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...