Шандор Пфейфер являлся одним из самых оригинальных и разносторонних учеников Ференци. Это был необычайно скромный человек с утонченным характером. Он погиб в молодом возрасте, а потому его имя едва ли известно за пределами страны. Пфейферу принадлежит масса идей в теории игры и психологии музыки. Он исследовал образ королевы Маб у Шекспира, развивал биоанализ Ференци. Его многочисленные рукописи стали такими же жертвами вандализма, как он сам и его семья.

Ласло Ревеш еще в 1932 году указывал на роль агрессивного влечения в дифференциации между неврозом органов и конверсионной истерией. Его описание депрессивной симптоматики, предшествующей органическому расстройству, считается новаторским в развитии психосоматической концепции.

Геза Дукеш пытался связать психоанализ с юриспруденцией и опубликовал работы о психогенезе делинквентности, о психологических проблемах уголовной ответственности и выступал за организацию терапевтических учреждений для преступников.

Большая заслуга в том, что в период коричневого террора объединению удалось все-таки выжить, принадлежит Эндре Алмаши, «почетному арийцу» среди преимущественно еврейских членов. Подвергая себя опасности, он взял на себя в 1939 году председательство и сам лично вел сложные переговоры с властями. Ему даже удалось спасти библиотеку, не заключая при этом, несмотря на свой ранг офицера, политических компромиссов.

Вскоре после войны, уже в марте 1945 года, члены объединения собрались снова. В атмосфере освобождения вновь ожили надежды, которые подкреплялись воспоминаниями о подъеме в 1919 году в период Республики Советов. Поначалу казалось даже, что они правомерны. Имре Германн получил venia legendi в Будапештском университете, вместе с ним несколько аналитиков были приглашены читать лекции в институтах, а годы восстановления после тягот войны предоставляли много возможностей для деятельности, которая не замыкалась рамками объединения. Например, Алиса Германн работала консультантом в профсоюзе по вопросам воспитания, Тибор Райка — координатором в системе здравоохранения, Л. Роттер — в психогигиенической консультации столицы. Психоаналитики принимали непосредственное участие в организации в 1947 году Объединения психической гигиены и в инициированном в 1947 году Министерством здоровья психиатрическом опросе, приведшем к реформе системы психиатрической помощи в Венгрии: вопросы психического здоровья стали рассматриваться также и как социальная проблема, стали изыскиваться возможности профилактики и реабилитации, клиническая психиатрия вышла из изоляции в сельских лечебницах и была интегрирована в структуру клинической больницы .

Спустя два года, в период обострения политического напряжения в мире, это вселявшее надежды развитие резко прекратилось в связи с роспуском всех зарегистрированных объединений. В ходе новых показательных процессов вновь ожили прежние идеологические упреки против психоанализа периода сталинской чистки. К этому добавились привлечение павловской рефлексологии как единственной идеологически санкционированной теории психических процессов и исключение всех остальных методов диагностики, включая психологическое тестирование. Еще в 1947 году Шён-бергер пытался в обстоятельном исследовании показать связь между Фрейдом и Павловым, но вслед за этим труды Фрейда, а также Юнга и Адлера были уничтожены.

И только после событий 1956 года, которые, как бы их ни называли — мятежом или контрреволюцией — означали конец репрессивной эпохи, постепенно начали говорить о психоанализе. Однако было бы ошибкой думать, что тяжелый период 1949—1956 годов следует отождествлять с полным застоем психоаналитической работы, хотя нельзя было читать лекции и официально называть терапевтическую деятельность психоанализом. Как когда-то в 1921 году Ференци, аналитики Венгрии продолжали свою практическую работу, и никогда не прекращалось обучение новых аналитиков. Л. Гимеш-Хайду, будучи директором Государственного центрального института психиатрии в Будапеште, имел даже смелость указать в открытой дискуссии приглашенной из Советского Союза для чтения лекций профессору Татаренко, задачей которой было распространение и углубление учения Павлова, на бессмысленность и несостоятельность искусственного антагонизма Павлова и Фрейда

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...